Интернет маркетинг

Маркетинговая деятельность современной компании как в области В2С, так и в сфере В2В использует интернет-пространство и интернет-технологии.

Интернет-маркетинг — практика использования всех аспектов традиционного маркетинга в Интернете, затрагивающая основные элементы маркетинг-микса для получения отклика от аудитории, которая включает как творческие, так и технические аспекты работы в сети (в том числе дизайн, разработку, рекламу и маркетинг).

Современная концепция маркетинга воспринимают интернет-пространство не только как канал продаж или распространения информации, но и как среда для комплексного воздействия на потребителя. Интернет-маркетинг основан на применении традиционного маркетинг-микса в интернет-среде: товарное предложение, ценообразование, каналы распространения и коммуникации компании, — и может рассматриваться как дополнение маркетинговой деятельности компаний из традиционных сфер бизнеса или как осуществление всего коммерческого цикла в интернет-пространстве.

Ряд крупнейших отечественных компаний строят свой бизнес на предоставлении услуг в области Интернета. «Яндекс», крупнейшая интернет-компания в Европе и странах постсоветского пространства, начала свою работу в 1997г. как интернет-каталог. Сегодня компания предоставляет целый спектр информационных услуг, зарабатывая в основном на размещение рекламы на своих сервисах.

В некоторых случаях традиционный бизнес, понимая востребованность интернет-пространства со стороны потребителей, дополняет существующие бизнес-модели новыми бизнес-процессами, ориентированными на интернет-пользователей. Так, компания «Ашан», один из лидеров розничной торговли в России, с 2011 года начала продажу своих товаров через интернет-магазин с последующей доставкой товаров на дом. По сути, Интернет является дополнительным каналом сбыта (place of sale). Кстати, перейдя по ссылке вы можете записаться на курсы интернет-маркетинга.

В соответствии с различными моделями развития интернет-пространства выделяют 4 модели развития интернет-маркетинга:

  • 1) web 1.0. Модель, согласно которой только специально обученные сотрудники могли добавлять информацию в Интернет, а целью посещения интернет-пространства было получение информации;
  • 2) web 2.0. Модель, согласно которой любой пользователь Интернета, имея минимальные знания о программировании и других интернет-технологиях, может размещать любую информацию с помощью специальных сервисов (например, livejoumal.com), в том числе бесплатных. Целью присутствия в интернет-пространстве для пользователей становится не только получение информации, но и покупка товаров;
  • 3) увеличение ценности. Модель предусматривает бесплатность, своевременность и актуальность информации в Интернете. На этом этапе происходит слияние печатных и онлайн-ресурсов: набирают популярность продукты, доступные только в Интернете (например, carambatv.ru). Цель присутствия пользователей в Интернете — взаимодействие пользователей не только с компаниями, но и друг с другом;
  • 4) Интернет = аутернет. Согласно этой модели Интернет становится способом непосредственного контакта с потребителями и партнерами, архитектура сервисов в Интернете предусматривает участие пользователей и стимулирует добавления ценности и информации непосредственно конечными потребителями. Интернет становится неотъемлемой частью жизни большинства пользователей.

Подобная эволюция взаимодействия потребителей в интернет-пространстве важна для понимания необходимости переноса маркетинговой деятельности компании в Интернет. Чем больше потребителей продукции компании используют модель аутернета, то есть Интернет для них является неотъемлемой частью жизни, тем больше компания должна быть вовлечена в интернет-среду. Например, компания Coca-Cola обеспечивает присутствие во всех популярных социальных сетях в Интернете: Facebook, «ВКонтакте», Twitter, Youtube, спецпроекты на ведущих порталах. У компании есть несколько сайтов в разных регионах, включая интерактивные игры, конкурсы и др. Рекламная активность компании интегрирована с интернет-активностью, что обеспечивает синергетический эффект от интерактивного взаимодействия офлайн и онлайн.

Обеспечение только присутствия компании в интернете, будь то корпоративный сайт или страница в социальных медиа, в современных условиях уже недостаточно. За последние 10 лет Интернет стал высококонкурентной средой, а интернет-маркетинг — сложный комплекс интегрированных инструментов взаимодействия с потребителями, основанным на различных моделях поведения потребителей в этой среде.

С точки зрения поиска информации, можно выделить следующие основные точки контакта потребителя в интернет-пространстве:

  • • поисковые системы;
  • • корпоративные сайты;
  • • социальные медиа: социальные сети, блоги, аудио — и відеохостінги и пр .;
  • • тематические ресурсы;
  • • средства электронных коммуникаций: электронная почта, службы мгновенных сообщений;
  • • скидочные сервисы (сервисы коллективных покупок);

Перечисленные точки контакта имеют определенные взаимосвязи, поскольку конечной точкой должен быть корпоративный сайт, где потребитель может сделать покупку. Остальные точки контакта используются для обеспечения посещаемости корпоративного сайта и могут быть инициированы как со стороны потребителя, так и со стороны компании (рис. 4.5).

Если поиск информации о компании, товаре, услуге инициированный со стороны потребителя, инструментом такого поиска становится поисковая система.

Поисковые системы — программно-аппаратный комплекс с веб-интерфейсом, предоставляющий возможность поиска информации в интернете. Под поисковой системой обычно подразумевается сайт, на котором размещен интерфейс системы.

Поисковые системы до недавнего времени оставались основным источником интернет-трафика, а в рамках отдельного корпоративного сайта остаются таким и сейчас. Поисковые системы предоставляют компаниям следующие маркетинговые инструменты: контекстная реклама, баннерная реклама, поисковая оптимизация, отслеживание запросов пользователей.

Контекстная реклама — вид размещения интернет-рекламы, в основе которой лежит принцип соответствия содержания рекламного материала контексту (содержанию) интернет-страницы, на которой размещается данный материал.