Мистика в прошлом и настоящем

Мистика в широком смысле

Мистика (от греч. Mуstikos — таинственный) в широком смысле есть понятие более общее и более расплывчатое, чем понятие религии. Можно сказать так, что любая конкретная религия является частным случаем мистики. Мистика составляет базу всех без исключения религий. Известно, например (и это совсем не редкость), что люди, исповедующие различные религии, могут принадлежать к одному мистическому сообществу, которое занимается, скажем, спиритизмом или теософией. Суть мистического мировоззрения в общем сводится к представлению о двойственности мира. Вначале это представление, по-видимому, определяется тем фундаментальным обстоятельством, что человек в своем познавательном отношении к миру постоянно сталкивается с непознанным, которое обычно на первых порах воспринимается как непознаваемое. Эта вечная коллизия, угнетающая и озадачила человека с первых шагов его исторического движения и с первых усилий его познавательной деятельности, составляет гносеологічну и психологическую основу мистики и определяет ее первичную оперативную форму, каковой следует считать первобытную магию. Представление о двойственности мира не остается неизменным. Постепенно оно усложняется и с возникновением представлений о душе приобретает формы новых альтернатив: мира материального и духовного, мира естественного и сверхъестественного.

Мистика здесь намного древнее религии и составляет ее гносеологічну подоплеку. У известного советского историка религии. Д. Бонч-Бруевича есть суждение о соотношении мистики и религии: «Все вероисповедания всегда, во все времена и у всех народов, будь то сектантство, или ортодоксальные религии, или православие, всегда имели и имеют мистическое начало . Именно потому они и религиозные системы, что они мистические «.

Мистика в специальном смысле

Что же составляет содержание понятия «мистика» в узком смысле? Г. В. Плеханов считает главным в мистике «веру в возможность непосредственного единения человека с божеством и вообще с духами». Он подчеркивает, что «… материалистическая философия, и только она одна, представляет собой полную противоположность философии мистицизма. Для материалиста человек со всеми своими свойствами есть не более как часть природы. Для мистика сама природа есть не что иное, как откровение божества … Согласно материалистической теории, единственным источником познания служит опыт, истолкован человеческим разумом. По учению мистиков, наиболее глубокие, единственные, истинные познания достигаются посредством божественного откровения. Мистическая философия природы есть не что иное, как теософия. Материалист отвергает магию с тем же презрением, с каким относится он ко всякому знахарства и колдовства. В глазах мистика магия есть нечто гораздо более почтенное и серьезное, нежели наше обыкновенное естествознание «.

Итак, в широком смысле мистика есть такое толкование бытия, которое испытывает в бытии прежде всего таинственное, непостижимое начало. В узком смысле мистика есть представление или вера в возможность непосредственного общения человека со сверхъестественным началом или представление о возможности сверхопитних и сверхчувственного познания.

Самоопределения мистики

Представляется не только уместным, но и необходимым рассмотреть здесь самоопределения мистики. В данном отношении не лишена интереса трактовка мистики и ее типология, предложенная в конце прошлого столетия известным русским мистиком Владимиром Соловьевым. Это тем более важно, что мистические спекуляции Соловьева широко прокламирует в наше время буржуазными религиоведами и моралистами. Соловьев различал мистику двух родов: мистику реальную, или опытную, и мистику религиозно-философскую, или познавательную. Под реальной, или опытной, мистикой Соловьев понимал совокупность явлений и действий, которые якобы особым образом связывают человека с «тайным существом» и «тайными силами мира» независимо от условий пространства, времени и физической причинности. Под религиозно-философской, или познавательной, мистикой Соловьев понимал «мистическое богословие» и теософию. В свою очередь, реальную, или опытную, мистику Соловьев подразделял на мистику духа (ясновидение, гадание) и мистику деятельную, или оперативную (магия, теургія, некромантія , чародейство, спиритизм). Сюда же Соловьев относил и гипнотизм, или, как он выражался, «животный магнетизм», что свидетельствует о явной склонности Соловьева усматривать мистику во всяком недостаточно изученном явлении. В своей типологии мистики Соловьев указывал, что с христианской точки зрения реальная, или опытная, мистика подлежит разделению на мистику божественную, естественную и демоническую. Под «божественной мистикой» тут понимается «мистическое общение с богом», проявляющееся в видениях (т. е. галлюцинациях) и в экстатических приступах. Под «естественной мистикой» понимается алхимия и всякого рода «чудотворность». Наконец, под «демонической мистикой» понимается «общение с нечистой силой», т. е. всякого рода фантасмагории о шабашах ведьм, о вурдалаках и т. п.

В католической теологии мистика определяется как «эмпирическое познание божественной благодати в человеке»

Мистика и религия

Мистика, возникшая еще в ранних этапах развития общества, в эпоху формирования материнского рода, затем, с возникновением классовых государств и в особенности азиатских деспотий, где столь значительной была роль теократических элементов, приобрела огромное влияние на духовную жизнь народов. Для правильной ориентации представляется кардинально важным разграничение понятий «мистика» и «религия». Чем же отличается мистика от религии и что у них общего?

Прежде всего, у мистики и религии общая мировоззренческая основа: превратно (дуалистическая) концепция мира. Что же касается деятельной, или оперативной, стороны мистики и религии, то тут между ними имеют место существенные различия. Так, если религиозный культ носит открытый, публичный и даже официальный характер, то действия мистиков, как правило осуществляются конспиративно. Конечно, отмеченные здесь соотношения мистики и религии условны и подвижны. Так, в христианском культе существуют «семь таинств», толкование которых богословами дается с позиций сугубого мистицизма. Догмат об откровении и творении — также чистейшая мистика. Впрочем, в любой религии можно без труда указать на множество начал и элементов, явно мистических как по происхождению , так и по содержанию. Так же многие мистические действия и представления смыкаются с религией настолько, что трудно их отделить друг от друга.

«Оккультные науки»

Мистика пронизывает не только религию, но пытается проникнуть и в сферу науки Речь идет о так называемых «оккультных науках», в основе которых также лежит мистика. Термин «оккультный» (от лат. Оссultus — тайный, сокровенный) в сочетании оссоlta рhilоsорiа впервые был употреблен Агриппой Неттесгеймскім в его трехтомном трактате «Dе оссіltа рhilоsорia», написанном в 1510-1512 гг. Сами оккультисты определяют свою «науку» как совокупность воззрений , верований и знаний о таинственных свойствах и силах природы и человека. По утверждениям оккультистов, их «наука» стоит на грани между материалистической наукой и религией. С наукой оккультизм якобы сближает стремление проникнуть в суть вещей и постигнуть глубочайшие тайны мироздания и человеческой души, а также построить целостное, непротиворечивое мировоззрение. С религией же у оккультизма общим является то, что оккультизмом в качестве исходного пункта всего сущего признается божество. Таким образом, оккультизм в своей основе есть теологическая система и мистика. Вместе с тем, признавая откровение главным источником познания, оккультизм создает видимость, что он не отказывается от общепринятых научных методов познания -эксперимента и логического умозаключения. Охотнее всего оккультисты пользуются методом аналогии, который, как известно, наименее точен и наименее убедителен, но зато предоставляет широчайшие возможности для создания мистических фантасмагорий. Претендуя на научность, оккультисты в то же время утверждают, что если материалистическая наука в состоянии постигнуть лишь внешнюю сторону явлений, то оккультные науки якобы исследуют внутреннюю сущность вещей и явлений, что доступно лишь посвященным и просветленным. Главный же источник познания, согласно окультистам, — божественное откровение. Они утверждают, что верховное божество «дало откровение основателям мировых религий — Раме, Кришне, Гермесу, Моисею, Орфею, Будде, Зороастру, Пифагору, Платону, Иисусу, Магомету «и что все религии, которые когда-нибудь исповедовались человечеством, по своей сути сводятся к некой самой глубокой единой истине и потому представляют одну всемирную общечеловеческую религию.

Кратко рассмотрим теперь основные стадии мистики, которые явно различимы в истории.

Краткий очерк истории мистики

Первобытная мистика

Главное отличие первобытной, или архаической, мистики от мистики древней, средневековой и современной состоит в том, что в ней еще отсутствуют представления о сверхъестественном, потустороннем, ірреальному. Обобщающее знания в первобытную эпоху еще не отделилось от убогой практики, но уже делает попытки этого отделения, что и приводит к наивным аберрации познания. Архаическая мистика еще не знает сверхъестественного «духовного мира»: для первобытного сознания все естественным и реальным. Архаическая мистика различает лишь ведомое и неведомое, явное и тайное, постижимое и непостижимое, понятное и непонятное. Причем все неведомое, тайное, непостижимое и непонятное в представлении первобытного человека каким-то своеобразным способом оказывалось взаимосвязанным и составляло истину. архаическую мистику описал и исследовал французский философ Л. Леви-Брюль (1857-1939). Леви-Брюль собрал и систематизировал огромное количество этнографических фактов, относящихся к первобытной мистике; он также обнаружил некоторые специфические закономерности духовной жизни первобытного общества (императивное значение коллективных представлений, значение аффектов и т. п.). Вот некоторые примеры проявления первобытной мистики. Если при помощи какой-нибудь сети удалось наловить особенно много рыбы, если стрела несколько раз подряд попала в цель , если при работе каким-нибудь орудием удалось особенно удачно изготовить какой-либо предмет, то эта сеть эта стрела, это орудие считаются счастливыми. Им оказывается особенное внимание, уход за ними особенно тщателен. В представлениях о «счастливых» и «несчастливых» орудиях труда и оружии отсутствуют какие бы то ни было идеи или образы сверхъестественного мира. Для установления всех или хотя бы нескольких причинно-следственных связей между реальными качествами данной «счастливой» стрелы и ее боевой точностью требуется многоплановая аналитико-син-ви синтетических работа сознания. К этой напряженной работы первобытный интеллект еще недостаточно подготовлен, и потому он склоняется к самому простому решению: неизвестное получает одну из двух наиболее общих характеристик — данная стрела или «счастливый» или «несчастливый». Леви-Брюль в категорических выражениях отвергает анимистических интерпретацию описанных мистических представлений.

На уровне родового общества мистика охватывает широкий круг явлений познавательной деятельности человека и частью входит в религию, образуя ее мировоззренческую и обрядовую основу, частью является неизбежным дополнением к положительным знаниям. Особо следует отметить то обстоятельство, что уже в первобытном обществе начинается отделение труда умственного от труда физического. Обладатели положительных знаний (в первую очередь это были, вероятно, знахари-лекари), стремясь сохранить за собой монополию на знания (ибо это давало огромные выгоды пищу, власть, уважение), окружают знание всякого рода домыслами и выдумками. Знахари (ведуны, колдуны и т. п.) всячески подчеркивают непостижимое, таинственное (т. е. мистическое) происхождение своих знаний и их недоступность для рядовых («непосвященных» соплеменников. Таким образом, развитие первобытной мистики было, с одной стороны, обусловлено гносеологічними обстоятельствами, а с другой стороны, было детерминировано социально-культурными условиями.

Мистика в древних цивилизациях

Халдейская мистика

Древнейшие мистические литературные произведения созданы халдеями — народом, обитавшим в 1-й пол. 1-го тыс. к н. э. на северо-западном берегу Персидского залива, в междуречье Тигра и Евфрата. Мистические произведения халдеев, записанные на клинописных табличках, в которых содержатся разного рода заклинания против злых демонов, лечебно-магические наставления и астрологические расчеты. Большое место в халдейской мистики отводится астрологии, которая самым причудливым образом переплетена с астрономией. Так, халдейские астрономы знали, что солнечный год составляет 365 1 / 4 суток и что период от одного новолуния до другого содержит в себе 30 суток. Халдейские астрономы умели на несколько десятилетий вперед исчислять время солнечных затмений. И при этом они считали, что судьбы народов и государств, а также судьбы отдельных людей можно определить по положению небесных тел. И не только судьбы людей, но и перспективы войны и мира, урожая и неурожая и т. п.

Астрология

Вот, например, астрологические прогнозы в связи с предстоящим солнечным затмением, изложенные в «Большой таблице» о месяц таммуц: «В первый день, если случится затмение, и если оно произойдет на юге и будет светло, — умрет великий царь. В месяце таммуц , во второй день, если наступит затмение и начнется с севера и будет светло, — царь будет воевать с царем. Таммуца, в третий день, если наступит затмение и начнется с востока и будет светло, — польются дожди и будут наводнения. Таммуца, четвертого дня, если наступит затмение и начнется с запада и будет светло — в Финикии уродится хлеб. Таммуца, пятого дня, если наступит затмение и взойдет великая звезда — будет голод в стране «. Поскольку астрономические расчеты и прогнозы халдейских звездочетов были правильными, их наука пользовалась огромным авторитетом. Поэтому и астрологические спекуляции их воспринимались массами как бесспорные истины.

Мантика

Считалось, однако, что только небесных тел невозможно исчерпывающим образом предсказать будущее. Поэтому в Халдее сложились и другие способы гадания и предсказаний, с помощью геометрических фигур (геомантия), путем бросания жребия, по полету птиц, по внутренностям жертвенных животных, по шелесту листьев на деревьях, по ветру, по облакам, по грому и молнии, по поведению животных, в частности собак. Некоторые специалисты по истории мантики (гаданий) считают, что гадание на кофейной гуще, что существует еще и теперь в Европе и США, является пережитком халдейской геомантии; разница здесь заключается лишь в том, что халдеи бросали на стол или на другую любую гладкую поверхность не кофейную гущу, а песок. Под влиянием халдейской мистики развилась мистика в Европе и еврейская каббала, евреи познакомились с халдейской мистикой во время вавилонского плена (VI ст. К н. Э.) И принесли ее на родину после освобождения.

Каббала

В иудаизме наряду с официальным вероучением и культом существует еще мистическое учение каббала, что значит «принятие», «восприятие», «предание». Это учение считается доступным только для посвященных. Относительно времени возникновения каббалы как мистической концепции, а также основных произведений каббалистической литературы еще много невыясненного. Некоторые историки иудаизма относят возникновение каббалы до средневековья (VIII век) Другие утверждают, что «каббала не знает ни своего духовного отца, ни времени своего рождения», третьи считают каббалу своеобразным сочетанием восточной мифологии с идеями эллинистической науки, сплав гностицизма, пифагореизма и неоплатонизма и относят ее возникновение ко II ст. н. э. Владимир Соловьев, чье мнение в данном случае является авторитетным, полагал, что каббалистическая литература сложилась в начале нашей эры, но как мистическая концепция каббала возникла намного раньше. Судя по тому, что в Торе мы также находим заметное влияние халдейской мистики, предположение В. Соловьева о происхождении каббалы в результате взаимодействия халдейской мистики с иудаизмом представляется достаточно обоснованным.

Каббала подразделяется на теоретическую, или умозрительную (каббала іюніт), и практическую, или прикладную (каббала Маас). В свою очередь, каббала іюніт состоит из двух разделов: космогонии (маасе Берешь) и теософии (маасе беркаба). Главными литературными произведениями умозрительной каббалы являются Сефер іеціра (Книга создания) и Зогар (Блеск). Первая приписывается прабатьку Аврааму, но в действительности она составлена в VII-VIII вв. Согласно Сефер іеціра, в основе всего сущего лежит единое божество, его воля находит свое выражение в письме, в числах и в словах. Мироздание зиждется на 10 первых числах и 22 буквах. В мире три элемента, огонь, воздух, вода; семь планет, 12 созвездий; в году три времени: холодное, теплое, влажное; семь дней творения, 12 месяцев; в теле три основных деления: голова, грудь, живот, в теле человека семь ворот. Существует 10 сефирот, которые представляют синтез 10 чисел, 10 сфер, 10 аристотелевских категорий. Понятие «сефирот» очень сложное: это и «пути премудрости», и «субъективные самоопределения божества», и «сферы», и «опановуємий умом свет божества». Вот 10 сефирот: венец, мудрость, разум, милость (или великодушие), крепость (или суд), красота (или великолепие), торжество, слава (или величие), основание, царство.

Сефирот являются общими основными формами всякого бытия. В непосредственной близости и совершенном единстве с божеством находится Мир сияний. Большее или меньшее различие от божества представляют дальнейшие три мира: Мир творения (т. е. область творческих идей и живущих ими чистых духов); Мир создания (мир душ или живых существ); Мир деланья (мир материальных явлении, наш видимый физический мир) . Эти миры не разделены между собой внешним образом, а как бы включены друг в друга подобно концентрическим кругам. Принадлежа ко всем трем мирам, человек, однако, непосредственно коренится в низшем материальном мире, который через человека соединяется с божеством. В высших мирах живут ангелы. Высшим посредником между богом и вселенной является солнечный ангел Мітатрон (вероятно, адаптация персидского Митры).

Основные черты каббалистической мистики получили свое законченное выражение в книге Зогар. Зогар — это мистический комментарий к Торе, написанный в Испании в XIII в., Но каббалисты придерживаются версии, по которой Зогар написан якобы в II ст. В этой книге каббалистическая мистика приобретает эротический оттенок, причем эротика переносится в сверхчувствительный мир. Одна сефирот именуется отцом, другая (Правосудия) матерью, из их сочетания рождается Великолепие (сын). Другая черта Зогар заключается в антропоморфізмі мистических образов: исключительная роль отводится образу первочеловека (Адам хакадмон). Как вспомогательное средство для возвышения души» каббалистами разрабатывается «прикладная каббала»; суть ее заключается в том, что Библия рассматривается как зашифрованный текст, который можно постичь (разгадать, расшифровать) с помощью различных приемов (перестановка букв в определенном порядке, подстановка числового значения букв и т. п.). Главные способы такого чтения Библии называются гематрия, нотарікон, Темура; пользуясь этими головоломными способами чтения Библии, каббалисты якобы постигают сокровенное и предсказывают будущее. В качестве примера рассмотрим гематріческіе манипуляции на тему «Дух господа». В еврейском алфавите буква шин (ш) имеет числовое значение 300; если же сложить числовые значения букв в словах РВХ алхюм (руах алегхім — дух господа), то также получится в сумме число 300 (р — 200, в — 3, х — 8, а — 1, л — 30, х — 8, ю — 10, м — 40). На этом основании каббалисты считают букву шин символом «духа господа». Подобные же фокусы и головоломки лежат в основе двух других способов каббалистического чтения и толкования Библии. Идеи каббалистической мистики нашли себе фанатичных сторонников в еврейской среде и дали идеологическую пищу целом направлении в иудаизме — хасидизма.