Иконография образа Иисуса Христа

Почитание икон — важный аспект христианства. Украшены образами царские врата храма, фрески на стенах церкви, реликвии в часовнях и домашние собрания святынь — иконы всегда сопровождают верующего, представляя ему лик Бога, Девы Марии, почитаемых мучеников и праведников. Они могут быть написаны красками на досках, напечатанные на бумаге или даже высыпаны из янтаря образы, но суть остается неизменной.

Впрочем, чтобы лучше понять показаны события, все же нужно знать, что олицетворяют персонажи, почему они нарисованы так, а не иначе. И поможет Вам в этом наша статья! Из нее Вы узнаете о типах подобных реликвий, какими особенностями отличается образ Спасителя Иисуса Христа и как его интерпретируют богословы. Кстати, купить иконы вы можете на страницах нашего специализированного сайта.

История иконы Иисуса Христа: от древности до наших дней

Слово «икона» происходит от греческого и означает «изображение». В Царьграде так называли любое творение, посвященное Богу. Однако в православии почитаются только те образы, которые освящались в церкви — через такое действие им дается Господня благодать. Именно она делает возможными все чудеса, которые происходят по молитве перед святыней. Таким образом, верующие поклоняются не лика Спасителя или праведника, но им самим.

Однако так было не всегда. В Ветхом завете существовал запрет на создание кумиров — ведь тогда Бог еще не был на земле, а значит, любое Его изображение было бы ошибочным. В эпоху преследований христианства икона Иисуса Христа стала аллегорической — Сына Божьего могли зафиксировать в виде рыбы, ягненка, пеликана или пастыря с овечкой на плечах. Несмотря на кажущуюся простоту, эти символы слишком многозначны — так, греческое слово «Ίχθύς», то есть «рыба», одновременно является аббревиатурой словосочетания «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Поэтому христиане часто рисовали рыбок на стенах катакомб, где проводились молебны, а также носили на шее их фигурки — как напоминание о заступничестве Господа.

Иконы в современном понимании этого слова появились не ранее V-VI вв. Примером подобных реликвий есть образ «Пантократор». Работа выполнена в технике энкаустики (письмо горячим воском) и состоит из двух разнохарактерных частей. Такой прием позволил мастеру передать две ипостаси Господа — строгого Судьи и всемилостивого Спасителя, который принес людям благую весть. Другими ранними святынями, на которых изображен Иисус Христос, является композиция «Преображение» (VI в., обитель св. Екатерины в Синае) и фреска Бога, грядущего на облаках небесных (VI-VII вв., храм св. Космы и Дамиана в Риме). Именно тогда сложились канонические особенности, которые позволяют отличить образ Спасителя. Главная из них — крещатый нимб с вписанным греческими буквами «О», «ὤ» и «Ν», означают «Я есть Тот, Кто Я есть». Они напоминают, что, хотя лик Иисуса и написанный по подобию человеческой, все же он является совершенным воплощением Бога.

Другими иконописными атрибутами Сына Божьего есть книга или свиток — знак учение, с которым Он пришел в этот мир, а еще красный хитон и синий плащ, воплощают единение земного и духовной природы. Также на некоторых реликвиях можно увидеть нашивну темную полосу на правом плече фигуры — «клал», символ чистоты и совершенства Господа, признак Мессии. Эти черты присущи всем образам Спасителя. Какими же они бывают? Читайте — и узнаете!

Нерукотворный Спас

Как следует из названия, Нерукотворный образ Иисуса Христа был создан не человеческими усилиями, но Господним соизволением. Существуют разные легенды о том, как он явился людям — по одной из них реликвия проступила на косынке милосердной женщины Вероники, которая отерла лик Спасителя, несшего крест на Голгофу. Другие считают, что святыня была подарена царю Эдессы Авгарю, что страдал от проказы.

Спас Пантократор (Вседержитель)

На таких иконах Господь предстает мужчиной среднего возраста, с прямым, опущенным на плечи волосами, небольшими усами и короткой бородкой. Правая рука Иисуса возложена на Евангелие, а правая поднята в благословляющегожесте. Композиция реликвий различна — они могут показывать Спасителя в полный рост, поясно, оплечно (как «Спас ярое Око», написанный в XIV вв.) или сидящим на престоле.

Подобные фрески или мозаики часто украшают купола и апсиды храмов. Они предоставляют склепінню собора сходство с небом, куда ушел Иисус и откуда Он должен появиться в день Страшного Суда. Есть у образа и другое толкование — он представляет верующим в Сына Божьего, который созерцает Вселенную, участвуя в судьбе каждого человека. Прекрасный пример таких святынь — роспись «Христос Вседержитель» во Владимирском соборе.Киева, созданная В. М. Васнецовым.

Спас на Престоле

Данный иконографический тип во многом похож на предыдущий, но Сына Божьего всегда показывают сидящим на троне в полный рост. Прототипом образа стала икона Иисуса Христа «Образ Нерукотворный», а вот символика престола сложилась позже. Этот элемент — воплощение всего мира, знаменующий царскую славу Господа и преданного ему честь.

Чаще всего впереди Спасителя ангелы, святые и серафимы, но порой перед Ним рисуют фигуры императоров, королей и архиепископов, выражая идею сакрального происхождения их власти. Такие фрески можно увидеть в константинопольском соборе св. Софии и в храме Торчелло (Италия, XII век).

Спас в Силах

Традиция этой реликвии возникла в XIV-XV вв. на основании книги пророка Иезекииля и откровения Иоанна Богослова. Иисус, сидящий на троне, изображен на фоне красного квадрата — символа земли и синего круга — небесной сферы, где царят бесплотные силы и ангельские чины. Фигуру Господа также окружает красный ореол, что воплощает Его огненную природу и откровение, принесенное людям. Часто иконописцы добавляют к образу и прочие детали, превращая его в настоящий богословский трактат.

К данному типу относится икона А. Рублева, написанная в 1408 г. На ней аллегорически показаны Земная и Небесная Церковь, а всем верующим обещано спасение в Царстве Небесном.

Спас Иммануил

Спас Иммануил

Этот образ Иисуса Христа в возрасте 12 лет, когда Он впервые пришел в Иерусалим. Название «Иммануил», что переводится как «С нами Бог», происходит из книги ветхозаветного пророка Исаии, который говорит: «Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя ему Иммануил».

Особенно популярным такой сюжет был в византийском и балканском искусстве, но и в иконописи Киевской Руси есть несколько подобных реликвий — например, Соловецкая святыня XVI века.

Спас Благое Молчание

Это очень редкий тип икон. Если, читая акафист Нерукотворному образу Господа нашего Иисуса Христа, Вы смотрите на Его земной облик, то Спас Благое Молчание представляет христианам облик Господа до Его прихода к людям. Это единственная святыня, где нимб Спасителя увенчан не крестом, а восьмиконечною звездой — знаком непостижимости Господа.

На таких образах Сын Божий предстает как Ангел Великого Совета — прекрасный юноша в белой мантии, за спиной которого белеют опущенные крылья.

Но, какую бы реликвию Иисуса Вы не выбрали для своего иконостаса, она в любом случае будет поддерживать Вас, вдохновлять и защищать от невзгод!