Почему граффити – белая ворона классического искусства

ФОТО 1 главноеГраффити никогда не вызывало у меня особых эмоций. В школе говорили, что это безобразие и вандализм. Не скажу, что начала задумываться над этим, когда стала студенткой Могилянки – разбросанные по улицам надписи оставались для меня незамеченными. Но как-то за границей я попала на выставку скандально известного художника граффити Бэнкси, и впервые передо мной встал вопрос – как вандализм стал искусством?

Кто придумал граффити?

Утверждают, что первые граффити увидели мир еще в Древней Греции. Вроде какие-то надписи-раскраски нашли на улицах Эфеса, а историки идентифицировали их как местную рекламу проституции. То, что мы знаем точно – бум граффити начался в 60-х годах прошлого века в Нью-Йорке, когда местные граффити-создатели оставляли свои имена на вагонах метро. Движение набрало обороты и привлек внимание всего мира, когда в 1971 в The New York Times вышла статья об одном из самых прославленных «вагонных» имен – TAKI 183. Еще десять лет понадобилось, чтобы граффити оказалось на стенах домов и в переходах.

[su_box title=»Граффити шоу»]Граффити-интерактив — это совершенно новый взгляд на организацию праздников, который сегодня предлагает «Relax Service». Огромный выбор вариантов воплощения позволит реализовать в этом шоу самые смелые идеи — Граффити шоу[/su_box]

Какие стили граффити самые популярные?

Фото 3

Фото 4«Tags» – просто подпись граффити-художника, самый распространенный и самый простой стиль.

«Stencils» – это способ быстрого нанесения рисунка на стену. Все просто – трафарет с вырезанным рисунком прикладывают к стене и зарисовывают краской, чаще всего из баллончика.

Фото 5

Фото 6

«Stickers» – рисуют на водяном бумаге и расклеивают.

«Throw ups» – это как «Tags», только больших размеров. И пишутся не имена, а текст, как правило, двумя цветами.

Фото 7

«Pieces» – это уже ближе к искусству в его более привычном для нас понимании, произведения с композицией и задумкой. Небольшие настенные картины с фигурами, символами, насыщенными цветами – чаще всего они соглашаются считать артом.

Самые значительные фигуры из мира граффити

TAKI 183 и Tagging

Фото 8Это тот самый граффити-художник, о котором написала The New York Times. Оказывается, он был курьером и, перемещаясь по городу, оставлял везде свой никнейм «ТАКІ 183» – это было его имя и номер улицы, на которой он жил. После газетной статьи сотни тинейджеров стали подражать его и расписывать Нью-Йорк.

Корнбред и начало современной истории граффити

Фото 9Дэррил Маккрей (с никнеймом Корнбред) – также один из первых райтеров (граффити-художников). История его творчеству началась с любви. Чтобы привлечь внимание девушки, он расписал почти все окрестности надписью «Cornbread Loves Cynthia», что означает «Корнбред любит Синтию». Неизвестно, помогло ли это парню добиться взаимности, но очевидно помогло понять: рисовать на улицах ему нравится. Для выразительности рядом с именем Корнбред стал изображать маленький самолетик. Одно из таких граффити нарисовал даже на слоне в местном зоопарке, за что попал за решетку.

Жан Мишель Баския и SAMO

Фото 101977-1980 годы – период легендарного Жана Мишеля Баския. В 17 лет он расписывал стены Манхэттена короткими саркастическими фразами, которые позже расползались по всему Нью-Йорке, и подписывал их псевдонимом SAMO. Позднее перешел к более масштабным граффити. Это был микс протестов: политика, человеческие отношения, личные переживания. И, возможно, как часто бывает в современном искусстве, он стал популярным благодаря критикам, которые находили глубокий смысл в его произведениях. А еще он был другом одного из основателей поп-арта Энди Уорхола, что точно добавило ему скандальности. Как следствие, сегодня им одержимы топ-галереи и художественные аукционы.

Блэк ле Рат

12А это уже из истории французского граффити. Ксавье Пру (Блэк ле Рат – псевдоним) изображал крыс как анаграмму искусства – «art»-«rat» на улицах Парижа, объясняя, что это животное – единственная свободная в городе и может появляться всюду, как и уличное искусство. Он первый начал применять стенсілси (с английского «stecilcing» – «трафарет») не для нанесения букв, а целого рисунке. Такая технология позволяла избежать полиции. Его стиль развивался с годами – часто это были черно-белые рисунки людей в полный рост на тему бездомности, человеческой морали, медиа. Самыми известными работами являются люди с телевизорами вместо голов и Лейпцигская Мадонна, которую даже занесли в список исторических памятников.

13

Бэнкси

Именно через Бэнкси я захотела написать эту статью. Помню длиннющую очередь в местной галерее в Амстердаме, где молодежь ждала, чтобы взглянуть на копии (!) его работ. Бэнкси – на слуху у всех. Этот человек сегодня привлекает больше всего внимания к граффити-искусству и, пожалуй, один из тех, кто сегодня все же хранит легенду стрит-арта. Почти ничего неизвестно из его биографии, он начал рисовать свои стенсілси в конце 90-х на улицах Великобритании с возгласами против консьюмеризма (движения, направленного на защиту прав потребителей), медиа и контроля государства. Анархизм и полная анонимность быстро сделали его известным. Интрига захватила уже не только британцев, последняя локация – Нью-Йорк. Бэнкси рисует свои стенсілси на улицах и других американских городов, в стенах провинциальных школ, лагерях для беженцев. О новой работе все узнают, в основном, с его инстаграм-профиля, а уже потом угадывают, где это.

14Его метафоры не нуждаются в каком-то трактовки или критики искусства – они простые, про актуальное. Это девочка, которую тянет в пропасть с тележкой из супермаркета; бунтарь, который держит цветы вместо коктейля молотова или Стив Джобс в роли беженца (его отец сам когда-то эмигрировал из Сирии в Америку). Он держит в тайне свою личность, но таки появляется на светских событиях, граффити-ярмарках, снимает фильмы. И хотя его картины (художник создает небольшие полотна на такие же темы) продаются за сотни миллионов долларов на аукционах, Бэнкси устраивает акции протеста против консьюмеризма и масс-маркета. Он выставляет на продажу оригиналы своих работ, выдавая их за копии – всего за десятки долларов.

Радикальная сторона граффити

16

Граффити всегда предшествует революции, войне, протеста. Против власти, за власть, анархию – политика всегда является важным аспектом стрит-арта. После похищения и расстрела 43 студентов в мексиканском городе Игуала, художники массово расписали стены провокационными граффити против местной полиции и в честь погибших. Всем известный поцелуй Брежнева и Гонеккера как воплощение «перестройки» и начала разрушения Берлинской стены. Темам сексизма и расизма посвящены сотни тысяч граффити, в основном неизвестных художников. Норман Роквелл с 60-х посвятил жизнь созданию антирасистских граффити в американских школах.

Фото 15

То это искусство?

Так, в художественных кругах граффити уже давно называют легитимной формой искусства. Для молодых людей это неотъемлемая форма урбанистики. Важным является акцент на цвет и композицию. Если при этом в рисунке присутствует еще и философия, «некомфортная правда», это придает ему особого содержания, благодаря чему такие художники как Баския или Бэнкси и стали известными. Это искусство до тех пор, пока оно несет в себе определенное заявление обществу.

Эстетичность этих работ, конечно же, является субъективным критерием и зависит от сложности работы и мастерства исполнения. А теперь самое интересное: граффити нельзя дискредитировать как произведение искусства только через локацию или потому, что оно нарисовано нелегально. Одна только манера, суть изображения и то, как оно создается, является тем основным критерием, по которому это становится искусством.

21Теперь граффити можно увидеть не только на улицах, но и в галереях. Более того, их уже признали памятниками истории, которые сами нуждаются в защите. Например, житель 18-го округа Парижа, который закрасил на своем доме рисунок Блэка Ле Рата, был оштрафован за вандализм.

20В Цюрихе под охраной государства находится «Ундина» художника Харальда Недели. А в Бристоле граждане решили на референдуме признать граффити Бэнкси произведениями искусства. К слову, это также означает, что уничтоженные граффити Бэнкси будут реставрировать.

Более того, росписей на стенах не боятся за них платят. Дэвид Чо стал одним из самых богатых стрит-арт художников современности: он разрисовал стены первой штаб-квартиры компании Facebook вместе с Марком Цукербергом.

17

А может, все-таки вандализм?

Да, граффити – это вандализм также. Официально оно признано искусством только в отдельно отведенных для этого районах в нескольких десятках стран, например, Австралии, Бразилии, Польши, Чехии, Дании. Вне это всегда сначала воспринимается как акт варварства – и не только потому, что для многих граффити остается таким же недоразумением, как абстракции или квадраты Малевича. Райтеры «обозначают» публичную и частную собственность, что влечет убытки владельцам.

Чаще всего граффити появляется в тех районах, где легче всего рисовать – их считают «неблагополучными» и ассоциируют с преступлениями и бандами. Такой дух стрит-арта часто закрепляется стереотипами о наркотиках и андеграундные клубы.