Что такое эзотерика?

До сравнительно недавнего времени было очень мало исследований по западному эзотеризму как области. Конечно, были различные статьи и книги по таким аспектам западного эзотеризма, как алхимия или розенкрейцерство, но в научном мире практически не было ощущения, что эти разрозненные течения мысли сформировали более широкое течение западного эзотеризма как такового. В середине двадцатого века, как пишет сайт Ezopsi, можно найти знаковые исследования таких авторов, как Фрэнсис Йейтс, но нет никого, кто определил бы “западный эзотеризм” как область междисциплинарного или трансдисциплинарного изучения. Эта ситуация должна была измениться с работой Антуана Фейвра (1934-), который в последней четверти двадцатого века многочисленными крупными книгами и статьями определил целую область исследований.

Фейвр возглавляет Практическую школу высших исследований в Сорбонне в “Истории эзотерических и мистических учений современной и современной Европы”, и его работа представляет собой первый строго академический обзор западного эзотеризма. По его мнению, лучше всего говорить о западном эзотеризме в терминах “форм мышления”, а не в терминах “оккультной традиции” или подобной терминологии. Он заинтересован в определении элементов, которые составляют определенные способы мышления, которые мы можем обозначить как “эзотерические”, и этот методологический подход получил широкое признание. В своей окончательной книге Accès de l’ésotérisme occidental (1996) он разграничивает четыре основные и две второстепенные характеристики, которые, по его мнению, являются общими для всех различных течений западного эзотеризма.

Шесть характеристик Фейвра, опять же, следующие: 1. Соответствия и взаимозависимости 2. Живая природа 3. Воображение
4.Трансмутация 5. Практика согласования 6. Передача. Конечно, те же самые элементы можно найти и в других традициях, как указывали различные ученые, что заставило некоторых ученых усомниться в полезности этих шести характеристик . Если их можно найти, например, в буддизме Махаяны и Ваджраяны или в местных религиозных традициях, то не слишком ли широки эти характеристики, чтобы их можно было использовать окончательно? Соответствия между макрокосмом и микрокосмом, живой природой, использованием способности воображения и возможностью трансмутации, а также передачи, безусловно, не являются уникальными для западного эзотеризма. Можно было бы задаться вопросом, можно ли, опираясь на характеристики Фейвра, на самом деле создать более широкую основу для анализа эзотерических традиций как азиатского, так и европейского происхождения.

Имея в виду подобные вопросы, в своей работе по христианской теософии Артур Верслуис выделил шесть различных характеристик, не западного эзотеризма в целом, а только христианской теософии. Эти характеристики, изложенные в книге Мудрости: Антология Софии (2000), заключаются в следующем:

1. Сосредоточьтесь на фигуре божественной Мудрости или Софии, “зеркале Бога”, обычно воспринимаемом как женское начало;
2. настойчивость в прямом духовном опыте или познании, что означает как проникновение в божественную природу космоса, так и метафизический или трансцендентный гнозис;
3. несектантство и самопознание.-идентификация с теософским течением;
4. духовный лидер, который направляет свой духовный круг посредством писем и духовных советов.
5. Ссылка на работы и мысли Якоба Беме; и, возможно
, 6. дальновидное понимание природы и нефизических сфер, хотя 6. на самом деле является подмножеством 2. Я еще не нашел ни одной фигуры в теософском течении, которая не являла бы собой пример по крайней мере четырех из первых пяти характеристик, перечисленных здесь.

Главное преимущество сосредоточения на конкретных течениях, таких как теософия, заключается в том, что можно достичь разумной степени точности в определении того, принадлежит ли конкретная фигура или школа мысли к теософскому течению, видя, соответствует ли она этим шести характеристикам. Используя эти характеристики, мы можем видеть, например, что “Теософия” Елены Блаватской, хотя и включает в себя некоторые из этих элементов (например, акцент на космологическом гнозисе и понятие духовного лидерства), не принадлежит течению, представленному в теософии Якоба Беме и последующих теософов. Короче говоря, значительно легче различить характеристики, которые объединяют теософов и отделяют их от других групп, чем найти характеристики, которые объединяют все формы западного эзотеризма, не говоря уже о характеристиках транскультурного эзотеризма.

Наиболее важным элементом, отсутствующим в списке характеристик западного эзотеризма Фейвра, является гнозис. Это понятие он не включил, скорее всего, потому, что оно вводило что-то неудобное: то, что часто подпадает под рубрику “мистицизм”. Сейчас термин “мистицизм” нечеткий; часто невозможно понять, используется ли это слово для обозначения визионерских переживаний, для обозначения невизионерских переживаний через негатив илик чему-то другому. Гораздо предпочтительнее добавлять дескрипторы к термину “гнозис”, который относится к прямому духовному проникновению либо в скрытые аспекты космоса, либо в трансцендентность. Тогда можно говорить о “визионерском гнозисе” или “через негативный гнозис”, без путаницы, которую порождает “мистицизм”; рассматриваемый вид гнозиса становится яснее благодаря термину, предшествующему ему.