Топ-100

7 хитростей Звездочки

Наша страна – родина радио. Человечество навсегда сохранит память о гениальном русском ученый Александр Попов продемонстрировал 7 мая 1895 года на заседании Русского физико-химического общества в Петербурге изобретенный им прибор, способный принимать электромагнитные волны.

Чуть более 70 лет прошло со дня изобретения первого в мире радиоприемника. Для техники это сравнительно небольшой срок. Но радиотехника и электроника за это время прочно вошли в культуру и быт людей. Радиоэлектроника позволяет видеть на экранах телевизоров кинофильмы, спектакли, обнаруживать предметы на больших расстояниях, плавить металл, лечить тяжелые заболевания, управлять космическими кораблями и многое другое. Именно радиоэлектроника позволила сфотографировать невидимую с Земли сторону Луны, видеть выход человека в открытый космос. Радиоэлектроника https://nure.ua/ помогла ученым расщепить атом, создать мощные ускорители элементарных частиц, глубже заглянуть в микромир. Сейчас нет такой отрасли науки, промышленности, в которой в той или иной степени не применялась бы радиоэлектроника.

Значительный вклад в развитие радиотехники и радиоэлектроники в нашей стране внесли радиолюбители. Их умелыми руками сконструировано много разнообразных приборов для народного хозяйства, медицины, науки, техники, культуры. Они же являются и пропагандистами радиотехнических знаний среди широких слоев населения.

Среди радиолюбителей много юных. Они занимаются любимым им делом в кружках Домов и Дворцов пионеров, станций и клубов юных техников, школ, радіоклубів ДОСААФ, самостоятельно дома. Изучая основы радиоэлектроники, они конструируют приемники, усилители, различные приборы.

Творчество юных нередко носит общественно полезный характер. Радіолюбителі Новосибирской областной станции юных техников, например, за последние пять лет радиофицировали самодельными транзисторными приемниками свыше 100 полевых бригад и состояний колхозов и совхозов, создали несколько электронных приборов для сельского хозяйства и медицины. В поликлиниках м. Новосибирская нашли применение «Белый шум »- прибор, ослабляет болевые ощущения при обработке больного зуба бормашиной, потенціалометр – прибор, позволяющий измерять разность потенциалов между зубным протезом и телом, прибор для УВЧ терапии, что облучают токами высокой частоты только один больной зуб. В краеведческом музее города работает сконструированный ребятами электронный экскурсовод. Юные радиолюбители Станции – постоянные участники местных и Всесоюзных радіовиставок.

Радиоэлектроника

Юные радиолюбители Дома пионеров г. Черепанова Новосибирской области тоже сконструировали несколько приборов для медицины, народного хозяйства, а кружковцы клуба юных техников Сибирского отделения Академии наук СССР разработали и передали в научно-исследовательские институты ряд приборов для научных целей.

Примеров творчества юных радиолюбителей и их общественно полезных дел много. Они есть в каждой области, во многих школах.

С чего начинать? Как научить ребят конструировать усилители, приемники, радиотехнические устройства и приборы? Подобные вопросы всегда волнуют организаторов и руководителей кружков, юных радиолюбителей, и особенно тех из них, кто берется за это дело впервые. Задача автора этой книги – попытаться ответить на эти и некоторые другие вопросы.

Радіогурток надо рассматривать как самодеятельное объединение школьников, желающих в часы досуга научиться самим строить радиоприемники и другие радіоконструкцій, изучить основы радиоэлектроники. Задача руководителя кружка – удовлетворить и развить интересы кружковцев к радиотехнике.

В каждой восьмилетней и средней школе есть, конечно, ребята, которые интересуются радиотехникой. Многие из них занимаются радиолюбительством дома, часто в одиночку. Однако изучать основы радиоэлектроники и осваивать радиоконструирования лучше, конечно, в кружках школы и внешкольных учреждений, где есть для того соответствующие условия – есть инструменты, материалы, детали, приборы. Кружки юных радиолюбителей могут создаваться и по месту жительства – при домоуправліннях, ЖЭК.

Занятия пионеров и школьников радиолюбительством носит политехнический характер. Ведь для того, чтобы построить радиоприемник или любой другой радиотехнический прибор, требуются знания по физике, математике. Занимаясь же в кружках, они вооружаются теорией и практикой по электро-и радиотехнике, приобретают навыки обращения с инструментами, с измерительной аппаратурой, учатся читать и вычерчивать электрические схемы, знакомятся с простыми технологическими процессами, конструируют.

Состав кружка должен быть примерно однородным по возрасту, общему развитию и интересам ребят. В один кружок следует включать учащихся не более чем двух смежных классов. Наиболее эффективно может быть организована работа кружка, если он будет укомплектован учениками одного класса.

Как показала практика, радиолюбительством успешно занимаются ученики, начиная с 6-7 классов. В них уже есть необходимые знания, позволяющие понять физические основы радиотехники.

Ниже приводятся примерные программы кружков юных радиолюбителей первого и второго года занятий. Они приемлемы как для школ, так и для внешкольных учреждений. Первая из них рассчитана на учащихся 6-8 классов, ранее не занимались радиолюбительством, разработанная Центральной станцией юных техников РСФСР, но она претерпела некоторые изменения: расширены некоторые темы, предложены новые практические работы. Ориентировочная программа второго года занятий, что является логическим продолжением программы кружка первого года занятий, разработанная коллективом Новосибирской областной станции юных техников проверена в школах и внешкольных учреждениях Новосибирска и области. Рассчитана она на учащихся 8-10 классов. Но это не означает, что кружок учащихся 8-9 классов должен заниматься только по этой программе. Здесь нужен индивидуальный подход к детям, необходимо учитывать их знания в области электро-и радиотехники. Если ученики этих классов ранее не занимались радиотехникой, то для них нужно создавать кружок, который будет заниматься по первой программе. Кружок же второго года занятий должен быть укомплектован учениками, имеющими знания и опыт в объеме программы кружка первого года занятий.

Очень важно, чтобы кружковцы не только научились монтировать радіолюбительські конструкции, но и знали физические процессы, происходящие в них, поняли работу того или иного прибора, умели производить несложные расчеты блоков и узлов аппаратуры. Но не следует перегружать занятия кружка сообщением теоретических сведений, превращая их в своеобразные уроки. Начинающим радиолюбителям – ученикам 6-7 классов на занятиях кружка нужно сообщать лишь некоторые сведения из электротехники и радиотехники, доступные пониманию, и только в том объеме, который абсолютно необходим для осуществления намеченной практической работы. Не следует давать полных обоснований и исчерпывающих формулировок законов физики. Надо только подводить кружковцев в этих законов, указывать на их практическое применение.

Теоретические сведения сообщаются в виде популярных бесед, сопровождаемых демонстрацией опытов, радиодеталей, готовых конструкций, с приведением возможно большего числа аналогий, схем и рисунков.

Плакаты по электро-и радиотехнике можно получить через магазин «Книга – почтой».

Схемы и описания радиолюбительских конструкций можно выписать через радиотехническую консультацию Центрального радіоклубу СССР (Москва). Школьные радиокружке всегда могут получить необходимую консультацию в местных Домах и Дворцах пионеров, в клубах и станциях юных техников. Различные схемы, рисунки, необходимые кружку, можно найти в журналах «Радио», «Юный техник», «Моделист-конструктор», в брошюрах и книгах массовой радіобібліотека.

Нужны, разумеется, и книги по основам радиотехники. В первую очередь детям следует рекомендовать книги «Юный радиолюбитель» Борисова В. Г. и Отряшенкова Ю. М. и «Хрестоматию радиолюбителя» Бурлянда В. А. и Жеребцова И. П. Большую пользу могут оказать и книги Айсберга «Радио Это очень просто! »И« Транзистор! … Это очень просто! ». Если в продаже этих книг нет, то они могут быть в библиотеках.

План работы кружка составляет руководитель кружка на весь учебный год на основе программы. Однако программа кружка является образцовой. Это значит, что с учетом местных условий, интересов кружковцев, школы или внешкольного учреждения, она может быть немного изменена, некоторые темы расширены или сокращены, заменены практические работы. Надо стремиться, чтобы изучения кружковцами основ радиоэлектроники и конструирование шло от самого простого к сложному. Переход от одной темы к другой должен быть всегда логичным, обоснованным.

Практическая работа кружка, что является основой его деятельности не должна быть самоцелью. Собирая и монтируя те или иные конструкции, необходимо иметь представление о принципе их работы, о назначении отдельных деталей и узлов конструкции, уметь налаживать и регулировать их, находить и устранять неполадки. Только в этом случае занятия в кружке принесут всем детям большую пользу. Однако, к сожалению, в погоне за эффективными конструкциями отдельные кружковцы, часто с разрешения самого руководителя, иногда берутся за изготовление сложных прием никой и приборов по готовым описаниям. Это непременно приводит к бессознательному копирование незнакомой и непонятной конструкции. Чтобы закончить такие конструкции, руководителю приходится уделять этим детям много внимания, а иногда самому доводить конструкцию до конца. Такое «радіоаматорство» приносит, безусловно, только вред, и не только потому кружковцы, который взялся за непосильную работу, но и всему кружку. Для практической работы надо намечать только те конструкции и приборы, которые от начала до конца будут изготовлены и налажены самими кружковцами.

Среди кружковцев будут, несомненно, такие, которые пожелают производить приемники или прибор для личного пользования, для дома. Это желание по возможности нужно удовлетворять, если, конечно, эти конструкции близки по тематике содержания работы кружка.

Если в школе или внешкольном учреждении организуются специализированные радіоспортівние кружки, например «охотников на лис» или короткохвильовиків, программы занятий таких кружков можно получить в местном радіоклубу ДОСААФ. Комплектовать такие кружки рекомендуется из ребят, знакомых с основами радиотехники в объеме программы первого года занятий.

Как бы ни были велики знания и опыт руководителя кружка, планомерная работа с членами кружка требует заблаговременной подготовки к каждому занятию. Надо подбирать достаточно простые, но эффективные опыты, аналогии, примеры, вопросы, задания и другие материалы, связанные с занятию кружка по данной теме. Хорошая подготовка к знанию кружка способствует качественному усвоению теоретического материала, благоприятно влияет на выполнения практических работ, повышает авторитет руководителя кружка. Детям надо рекомендовать читать научно-популярные книги и журналы по радиотехнике, особенно журнал «Радио», регулярно записывать в тетради и сведения, полученные на занятиях кружка, чертить в них схемы конструкций, создавая таким образом своего рода справочники, которые пригодятся им в их практической деятельности.

Кружок должен иметь постоянную связь с местным Домом или Дворцом пионеров, радіоклубів ДОСААФ, областной или республиканской станцией юных техников. Эти заведения помогут правильно спланировать работу кружка, организовать радіоспортівние соревнования, выставку работ юных радиолюбителей. Радиоклуб, кроме того, может выделить для работы кружка некоторые материалы и радиодетали.

Уже стали традиционными спортивные радіогри школьников, которые включают в себя соревнования по «Охоте на лис», скоростной сборке генераторов или приемников, хождение по азимуту и работе в радиосети, передачи и приема радиограммы на ключи. Регулярно проводятся городские, зональные и Всесоюзные выставки работ радиолюбителей-конструкторов, которые представляют свои работы и юные радиолюбители. Ежегодно во время весенних школьных каникул проводятся соревнования юных ультракоротковолновіков.

Дело чести кружка юных радиолюбителей активно принимать участие в этих и подобных им мероприятиях. Это активизирует работу кружка, сплачивает его коллектив вокруг новых задач.

Радіолюбителі-мальчики – это будущие воины Советской Армии. Знание основ радиотехники и электроники помогут им в их службе связистами Вооруженных сил СССР.

Яндекс.Метрика