Слово «фейерверк» — в переводе с немецкого означает «огне действие». Однако само искусство создания огня и управления им возникло в глубокой древности мудрые китайцы изобретали в свое время порох отнюдь не для военных целей. Они изобрели его специально для фейерверков. На Руси уже в XV веке он производится, причем в большом количестве и хорошего качества, так называемый «черный порох»: начальный пиротехнический состав, рецепт которого дошел до наших времен.
Однако первый документально подтвержденный российский фейерверк был устроен в 1674 году во время царствования отца Петра I — Алексея Михайловича. Иногда любили поиграть с огнем и в других городах. Например, в городе Устюг для увеселения голландского купца было пущено несколько ракет и шутих. Устойчивую моду отмечать праздники «потешными огнями» ввел Петр I.
От современных торжественных салютов те фейерверки очень отличались — вместо привычных нам огненных шапок в небе «выжигали» картины с дворцами, водопадами и фонтанами, воплощали в огне библейские сюжеты и сцены военных баталий. Купить фейерверк в Туле вы можете в нашем специализированном магазине — у нас только качественный продукт , выбирая нас вы выбираете безопасность и хорошее настроение.
Письменные источники прошлого сохранили мало сведений о огняно-световые зрелища и культурная жизнь народов.
Греки и римляне к празднику Лампадарій устраивали иллюминации со сжиганием множества светильников в честь богини Минервы и в знак благодарности Богу Вулкану. Прометея чествовали за то, что он дал огонь людям. А у древних египтян был даже праздник под названием «светильники».
Достоверно известно, что уже во времена Александра Македонского индийцы владели искусством украшения своих праздников вогнянно-световыми эффектами. У древних славян многие обряды были связаны с огнем, особенно поклонение богу-громовержцу Перуну. В своих обрядах славяне почитали солнце, которое на земле олицетворялся с огнем — «священный» дар небесного светила.
Определенный скачок в развитии пиротехники в целом, и фейерверочных искусств в частности, произошел после изобретения Калиник Гелиопольскому в 668 г. так называемого «греческого огня». Огонь этот был двух типов: метательный и палящий. Первый имел свойство пороха и выбрасывал каменные ядра из металлических труб. Второй, способный сильно гореть, греки выдували из длинных труб, под напором воздуха вылетали вогнянні шары, которые обжигали пехоту и кавалерию.
Состав «греческого огня» хранился греками около 400 лет в секрете, и постоянно применялся ими в военном деле и фейерверках.
Но все-таки коренной переворот в пиротехнике и фейерверочных искусствах, безусловно, произошел после открытия и широкого применения пороха, благодаря которому стало возможным регулировать скорость и силу горения составов посредством изменения их дозировки. Предполагают, что порох существовал в Индии и Китае задолго до того, как появился в Европе.
Китайцы еще до 9 века использовали бамбуковые хлопушки для изгнания злых духов. О применении пороха в военном деле достоверно известно, что широкое распространение артиллерии в Китае относится к началу XIII века. В Италии артиллерия была уже известна в 1326 году. В России первые артиллерийские орудия появились в 1389 году, во время княжения Дмитрия Донского. Практически одновременно с применением пороха в артиллерии он стал применяться и для устройства фейерверков.
Лучшими мастерами по устройству фейерверков в XIV-XV веках по праву считались итальянцы. Они устраивали свои фейерверки на деревянных помостах, украшенных статуями и живописно, широко использовали иллюминацию. Статуи извергали языки пламени, а живописные полотна представляли собой транспаранты, подсвеченные огнем.
Роскошные, дорогостоящие фейерверки устраивались, как правило, в особо торжественных случаях, таких, как коронация царствующих особ, их дни рождения, в дни главных религиозных праздников. Таким образом, уже начиная с XIV века о фейерверках можно говорить, как о виде зрелищного искусства.
В России систематическое проведение «огненных потех» началось с конца XIV века, когда стали применять порох в артиллерии. Целенаправленно на государственном уровне устройством фейерверков в России стали заниматься при Иване Грозном. Тогда в стрелецком полку была введена должность «порохового заведующего», в чьи обязанности, помимо военных, входило также изготовление и запуск фейерверков.
В некоторых источника указывается, что Лжедмитрий I в ознаменование своего бракосочетания с Мариной Мнишек устроил большой фейерверк на Москве-реке против царских палат.
При дворе царя Михаила Федоровича (1596 -1645 гг.) Была учреждена особая «потешная палата», имевшая штат «потішники», организовывавших разные развлечения, в том числе и «вогнянні потехи». В «Уставе ратных, пушечных и других дел, касающихся до военной науки», составленном в начале XVII века, приведены данные об изготовлении различных пиротехнических составляющих.
К концу XVII века со стороны наиболее культурной части феодальной знати и дворянства стал проявляться большой интерес к фейерверочных развлечений. Сжиганием фейерверков увлекались князь Ф.Ю.Ромодановский, лично занимавшийся изготовлением и испытанием фейерверочных изделий, князь. В. Голицын, боярин П.В.Шереметев и другие.
С конца XVIII века феєрверкове искусство в России тесно связано с именем Петра I. Еще в молодости, в 17-летнем возрасте, он интересовался фейерверками, лично изготовляя фейєрверочні фигуры, и с участием окружающих его лиц сжигал их. Эффектные фейєрверочні представления устраивались молодым царем на рождество, масленицу и т.п.
Расширению производства различных фейерверочных изделий способствовало создание в 1680 году в Москве специального ракетного заведения, которым были определены точные величины наружных диаметров фейерверочных гильз — калибры по весу свинцовых шаров заданных размеров. Петр I постоянно интересовался зарубежными достижениями в области пиротехники и феєрверкового искусства, выписывал из-за границы книги на эту тему. Для устройства фейерверочных представлений он иногда привлекал иностранных специалистов, проживавших в «немецкой слободе».
Однако следует отметить, что русские пиротехники умели уже тогда не хуже своих иноземных коллег изготовлять и устраивать фейерверки. Деятельность основанного Петром I ракетного заведения позволила существенно улучшить качество и разнообразие фейерверочных составов.
При изготовлении фейерверков стали применяться: искристые, искристо-форсові, серные, селитра-серные с добавлением окрашивающих солей составы, позволившие качественно улучшить зрелищный эффект фейерверочных изделий и увеличить их производство. К началу XVIII века русские мастера-пиротехники изготовляли в больших количествах практически все виды фейерверков, известных в Европе.
«Верховые» фигуры были представлены различными типами ракет и шутих. «Срединные» — римскими свечами и бураками. «Низовые» — фонтанами, форсами, шлагами, марсовым огнем. Изготовлялись фейерверки, зажженные на воде, — дукери и квакарі.
При Петре I вогнянно-световым зрелища и эффектам отводилась большая роль в декоративном оформлении новогодних празднеств. Тот факт, что в указе сказано: чтобы все знатные люди, дворяне, служилые люди и купцы должны были выпустить несколько ракет, сколько у кого случится», свидетельствует о значительном производстве фейерверочных изделий. Также проводились специальные фейєрверочні спектакля с использованием декораций.
26 февраля 1690 на восемнадцатилетние Петра I пушки три раза подряд дали по 56 залпов, параллельно с этим из царских рук беспрестанно вылетали пылающие ракеты. В небе из фейерверков был нарисован Геркулес, раздирающий пасть льва. Это был первый крупный фейерверк в России. Кстати, один залп фейерверка в те времена стоил 10 тыс. рублей, а, например, одна корова — 3 рубля.
Иногда Петр даже собственноручно устраивал «вогнянні пирамиды», для которых сам же изготовлял нужные приспособления. Им же был в свое время учрежден специальный Стрелковый полк, в задачу которого входило ознаменовувать фейерверками все победы и празднования.
После Петра I правящий дом продолжал устраивать грандиозные фейерверки, привлекая к их созданию ученых и затрачивая на их изготовление колоссальные по тем временам деньги. В царствование Елизаветы Петровны (1741-1761) к созданию фейерверков был привлечен Ломоносов, которому поручали организацию фейерверков и иллюминации.
Во второй половине XIV века появился ряд пособий по изготовлению и запуску фейерверков. В них было показано, что фейерверки всегда служат лучшим украшением общественных праздников. Фейерверки нужны для оживления праздников.
Процедура подготовки и проведения фейерверочных зрелищ в первой половине XVIII века была следующей. Сначала поступало официальное поручение Академии наук составить программу. Эту обязанность нередко выполняли выдающиеся ученые того времени Н.В.Ломоносов, И. П. Кулибин и др
Они использовали свои знания в области геральдики, мифологии, истории, химии и согласовав с поводом торжества, составляли подробную программу. Если программа писалась на немецком языке, то ее переводили на русский, в этом принимали участие такие известные литераторы, как В.К. Тредіаковський, М.В. Ломоносов и др. После программу отсылали в канцелярию Артиллерии и фортификации, где давали указания на изготовление пиротехнических изделий, необходимых для фейерверка. Затем строился «фейерверочный театр» — огромный помост, на котором размещались все перечисленные в программе фигуры, стеллажи, декорации и т.д.
Иногда в фейерверочных представлениях принимали участие войска местных гарнизонов, которые производили пушечный салют. В местах, где была опасность возгорания, дежурили сторожа, публика получала программу фейерверка. В течение всего XVIII века фейерверочные представления занимали первостепенное место в программах различных праздников. В Петербурге, на стрелке Васильевского острова, а 1730 соорудили особый открытый театр для показа фейерверков.
В 1809 году под руководством графа А.А.Аракчеева было разработано «Положение о фейерверках», которое систематизировало и поставило под государственный контроль производство фейерверочных изделий и проведение фейерверков. Любой желающий мог заказать в военной лаборатории необходимое количество фейерверочных изделий и проведение фейерверка. Личный состав лаборатории был в состоянии провести фейерверк, если возникала такая необходимость.
В начале XIX века искусство фейерверков в СССР было на вершине своего подъема. Как и раньше, в основном фейерверки изготавливались на основе искристых составов. Для цветных огней употреблялись селітро-серные составы с добавлением окрашивающих солей. В первой половине XIX века феєрверкове искусство обогатилось двумя нововведениями: ракетами с парашютом и боевыми ракетами.
Первые позволяли увеличить время горения в воздухе цветных огней за счет медленного спускания их на парашюте. Вторые дали возможность увеличить вес начинки (звезд, огненного дождя и др.) ракет. Это значительно усилило зрелищный эффект фейерверка.
Открытие французским химиком К.Бертолле химического соединения хлората калия, названного позже «бертолетовой солью», послужило основой для создания ярких цветных огней.
Впоследствии открытия хлорнувато-кислой кислот, бариевых и стронцієвих, позволило еще более повысить насыщенность и яркость цветного пламени. Создание цветных огней с использованием бертолетовой соли и хлорнувато-кислой кислот произвело переворот в феєрверковому искусстве. Новые фейєрверочні смеси, дающие чистое, насыщенное, яркое цветное пламя, и сделанные на их основе контурные свечи позже с успехом заменили дорогие и объемные фитили щиты и декорации с тусклым цветным огнем фитилей.
Проведение фейерверков стало доступно частным лицам и небольшим общественным организациям. Увеличение спроса на фейєрверочні спектакля и как следствие на фейерверки привело во второй половине XIX века к резкому увеличению числа частных фабрик, специализировавшихся на изготовлении и проведении фейерверков. В начале XX века широкое распространение получили небольшие фейєрверочні спектакля. Они устраивались на дачах, в городских парках и скверах как частными лицами, так и различными обществами и учреждениями.
Последний фейерверк в дореволюционной России состоялся в августе 1915 года в честь взятия русскими войсками Перемышля.
После октябрьского переворота, в период с 1917-го по 1943 год изготовлением фейерверочных изделий и проведением фейерверков в основном занимались мастера-пиротехники, работавшие в парках культуры и отдыха и на киностудиях. Фейєрверочниі представления были такими же, как и в начале века, небольшими по масштабами, без пышных декораций, зрелищный эффект обеспечивался за счет новых фейерверочных составов.
Первый военный салют состоялся 5 августа 1943 года в ознаменование победы Красной Армии над немецко-фашистскими захватчиками и освобождения городов Орла и Белгорода. Салют был произведен из 96 орудий войск противовоздушной обороны и 24 орудиями гарнизона Московского Кремля. В дальнейшем стало традицией отмечать салютные залпы победы Красной Армии. Самый большой салют был дан 9 мая 1945 года, в День Победы, в Москве.
После войны эта традиция укоренилась в культурной жизни советского общества, и салюты стали проводить регулярно в дни общегосударственных праздников. Отечественными предприятиями было разработано значительное количество салютных выстрелов калибров 310, 195, 105 мм, с вогнянно-световыми и звуковыми эффектами. В 1957 году отечественным предприятиям был дан заказ на разработку новых фейерверочных изделий паркового плана для подготовки к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве. Грандиозные фейерверочные представления были устроены к 50-летию Советской власти (1967 год), к 100-летию со дня рождения В.И.Ленина (1970 год), к 50-летию образования СССР (1972 год), для этих праздников также разрабатывались новые фейєрверочны составы и изделия.
Что касается всей планеты, то в мире любовь к фейерверкам не остывает ни на секунду. К тому же, как и раньше особенно любимы они в Китае (не случайно же китайцы для этого дела даже порох изобрели) и Японии. Чуть ли не в каждой семье мастерят фейерверки, передавая из поколения в поколение семейные секреты.
Обычно всю зиму и весну они работают над созданием фейерверка, зато летом … Лето у них чуть ли не сплошной фейерверк. Большинство храмовых праздников приходится на летние месяцы, и они обязательно завершаются «потешными огнями».