Виды комического: юмор, ирония, сатира, сарказм, гротеск

Разберем 5 основных видов комического на примерах из произведений украинских писателей.

  1. Юмор – дружелюбный смех, направленный на раскрытие определенных пороков человеческого характера или несуразиц в жизни людей*.

Например, в пьесе И. Карпенко-Карого “Мартын Боруля” юмором полны диалоги действующих лиц, в частности, попытки Мартина привить членам своей семьи дворянские черты:

Мартын. Ну, хватит! Садись, душко! Емеля привезет самовар, чая, сахарю и… кофию. Чай я пил и знаю, как его настаивать, то сам тебе расскажу; а кофию не знаю, как делают… Пойди ты сейчас к Сидоровички — она знает — и повчися в нее. И расспроси хорошенько, как его делают и когда его подают: к борщу, или на ночь? Самые смешные анекдоты на нашем сайте 

  1. Ирония – скрытая насмешка, употребление слова в обратном, противоположном значении. Ирония может быть дружелюбной, грустной, злой, хлесткой. Обидна, гневная ирония, близкая к сарказму*.

Пример иронии, близкой к сарказму, в поэме Т. Шевченко “Сон”:

А тот, щедрый и разкошный,
Все храмы строит;
И отечество так любит,
Так за ним ,
Так его, бедного,
Кровь, как воду, точит!..
А братия молчит себе,
Вытаращив глаза!

  1. Сатира – резкое осміювання, критика всего негативного. Объект высмеивания часто рисуется в преувеличенно смешном виде*.

В поэме “Сон” саркастически-карикатурно представлен образ царицы:

Царица-племянница,
Языков опенок засушенный,
Тонкая, длинноногая,
Да еще, на беду, сердешне
Хита головой.
Так вот это-то и богиня!
Горе с тобой.

А я, глупый, не видя
Тебя, цяце, и раз,
И и поверил тупорылым
Твоим віршемазам.

  1. Сарказм – насмешка над человеком, государством, деятельностью организаций, основывается на чувстве превосходства говорящего над тем, о чем он говорит. Бывает едким, обличающим, горьким. Сарказм близок к иронии*.

У нас же и свита, как на то —
Одна Сибирь неісходима!
А тюрьмы, а люда!.. Что и ведет!
Од молдаванина до финна
На всех языках все молчит,
Ибо благоденствует!

(поэма “Кавказ”)

  1. Ґротеск – художественное средство, основанное на сознательном преувеличении, контрастах трагического и комического, переплетении реального с фантастическим*.

Ґротесковою есть сцена “генерального мордобитія” в поэме “Сон”:

Смотрю, царь подходит
К старым… и в рожу
Его как затопит!..
Облизнулся горемыка;
И меньшего в пузо —
Аж грохот!.. А тот себе
Еще меньшего туза
Между плеч; то меньшего,
А меньше малого,
А то мелких, а мелюзга
Уже за порогом
Как бросится по улице,
И давай месить
Недобитков православных,
А те причитать;
И визжат; и как ревнуть:
«Гуля наш батюшка, гуля!
Ура!.. ура!.. ура! а-а-а…»