Каждый специалист в любой профессии периодически повышает свою квалификацию. Не исключение и педагоги. Раньше они были обязаны проходить курсы по преподаванию своего предмета один раз в 5 лет. Теперь, поскольку в образовании нововведений с каждым годом все больше, — раз в 3 года. Как проходят курсы? Кому они нужны? Полезны ли они для учителей? Давайте разберемся.
Курсы повышения квалификации учителей: что нужно знать?
Сначала поговорим о разновидностях таких курсов. Так есть курсы по предмету. Например, математики посещают курсы по математике, историки — по истории, бухгалтеры — аудитор, преподаватели естественных наук — по физике, химии, биологии, географии, и так далее. Однако этим усиленное обучение педагогов не заканчивается. В промежутках между курсами по предмету, которые проводятся один раз в 3 года, есть еще масса краткосрочных тематических курсов и семинаров: по ДОС, по проектной деятельности, ИКТ, по подготовке к итоговой аттестации и другие. Все эти курсы учителя обязаны посещать.
Что будет, если не навещать?
Без удостоверения о прохождении курсов учитель не сможет получить категорию. А аттестация для педагога является обязательной. От категории, которую присваивают учителю по итогам его аттестации, зависит его зарплата. Кроме того, есть администрация, работники отделов образования, которые заставляют учителей проходить курсы.
Зачем нужны курсы повышения квалификации?
В идеале на них педагогов должны учить чему-то новому. Нового в нашем образовании много, то есть есть чему научить. Но на практике ничего нового на курсах не преподают. Темы, заявленные в расписании, не освещаются. Лекторы порой сами не знают, какой вопрос они должны читать слушателям. И ведут занятия, кто во что горазд.
Кто проводит курсы?
Как правило, это работники институтов развития образования, преподаватели из вузов, но в основном обычные учителя из других школ. Те учителя, которые сами освоили какое-то новшество и используют в своей работе. Занятие должно длиться не менее 6 часов, но лектор — тоже человек, ему также хочется раньше уволиться, поэтому он сокращает свое выступление в 2 раза. Для работников институтов развития образования это неплохая подработка, потому что лекции они читают в свое рабочее время, таким образом получая и зарплату, и дополнительную оплату. Для лекторов-учителей — это лишняя нагрузка, поскольку занятия они ведут после своих уроков. Отказаться от этого можно, но не нужно. Если учитель будет лектором на курсах повышения квалификации, то это будет плюсом к его педагогической карме.
Нужны ли курсы учителям?
Нет. Это для них как барщина для крепостного. Учитель ведет свои 6-7 уроков и после этого еще идет учиться. Даже самая интересная и полезная тема им не воспринимается не потому, что он ленив и не хочет развиваться в своей профессии, а потому что он элементарно устал. Это, в первую очередь, касается городских учителей. А есть еще сельские педагоги. Им приходится не только отрабатывать в школе свой часы, но и ехать в ближайший районный или областной центр, чтобы пройти курсы. Два раза в неделю в течение 3-4 месяцев. Это не только трата времени, но и денег на транспорт. Времени на обед нет. Голодные, усталые и поэтому злые люди приходят повышать свою квалификацию. Как вы думаете, есть ли польза от таких занятий?
Тогда кому это надо?
Это надо чиновникам, которые руководят нашим образованием. Модернизация и инновации, по их мнению, требуют переподготовки педагогических работников. Такая команда дается институтам развития образования, а те, чтобы оправдать зарплату, которую им платит государство, развивают бурную деятельность. Курсы, семинары, мастер-классы, вебинары, конференции, круглые столы, открытые уроки хлынули потоком в жизнь обычного учителя, который, вместо того, чтобы учить детей, пропадает на курсах. Волну переподготовки учителей подхватили предприимчивые учреждения, предлагающие платные дистанционные курсы. И учитель, чтобы только от него отстали, готов заплатить за них, чтобы получить заветную «корочку», никуда не ходить и не ездить после работы и дальше жить относительно спокойно.