Легковые автомобили-такси предназначены для индивидуальных и групповых перевозок пассажиров, а также для обслуживания сотрудников юридических лиц при выполнении служебных поездок. Легковой автомобиль-такси https://krimtaxi.ru/ создает удобства для человека и в ряде случаев имеет существенные преимущества перед другими видами транспорта: комфорт, скорость, индивидуальный подход к запросам клиента. Недостатками легкового транспорта как средств перевозки пассажиров, является малая пропускная способность и высокое перегрузки городских улиц. Например, в крупных городах в часы пик большие переезды целесообразно осуществлять на скоростных видах транспорта — на метро.
В отличие от общественного транспорта, работает по определенному графику и маршруту, использования автомобилей-такси в основном носит нерегулярный характер.
Легковые автомобили-такси предназначены для:
− перевозок, осуществление которых требует большой частоты, срочности и комфортности;
− экскурсионных поездок;
− перевозок в время, когда не работает МПТ, или в места, куда не проложены маршруты.
Несмотря на относительно небольшой списочный состав парка легковых автомобилей-такси в сравнении с парком индивидуальных владельцев, объем перевозок таксомоторами достаточно большой. Это связано с высокой интенсивностью использования автомобилей-такси. Доля таксомоторных перевозок в освоении общего пассажиропотока составляет от 6 до 9 %.
Существуют следующие формы использования легковых автомобилей-такси:
1. Наем автомобилей-такси на стоянках. Это достаточно широко распространенная форма обслуживания пассажиров. Однако при таком способе транспортного обслуживания преимущества автомобилей-такси по сравнению с маршрутизированным транспортом полностью не реализуются, поскольку пассажир тратит времени на подход к стоянке и ожидание свободного такси.
2. Найм свободного такси в пути следования. При таком способе пассажир не тратит время на подход к стоянке, но при этом могут увеличиться затраты на ожидание свободного автомобиля, что проходит.
3. Предварительный заказ или вызов такси к месту отправления. При такой форме обслуживания полностью реализуется принцип доставки пассажира «от двери до двери». В этом случае пассажиру, возможно, нужно будет некоторое время потратить на ожидание приезда такси.
4. Групповое обслуживание пассажиров. Оно осуществляется с пунктов массового отправления пассажиров — вокзалы, аэропорты, в места совпадающих корреспонденций.
5. Обслуживание по абонементу. Современная форма обслуживания не только граждан, но и работников юридических лиц. По договору с организациями транспортные компании предоставляют в согласованные дни и часы автомобиль-такси для перевозок сотрудников по служебным целям. При этом время использования и маршруты перевозок могут также заранее согласовываться.
Методика организации обслуживания пассажиров автомобилями-такси включает: изучение спроса на перевозки таксомоторов; определение ожидаемого объема перевозок; расчет потребного количества автомобилей-такси и определение режима их работы; выбор эффективной системы организации труда водителей; разработку графика выпуска автомобилей-такси на линию; организацию выпуска такси на линию и оперативное управление обслуживанием клиентов.
Пассажиропотоки транспорта таксомотора непостоянны по времени и зависят от целого ряда факторов, в частности, от расписания прибытия и отправления поездов, самолетов и автобусов дальнего следования; режима работы организаций, магазинов, театров и тому подобное. Существенное влияние на закономерности изменения спроса делает социальная характеристика городов: количество жителей, число приезжих, уровень достатка населения и др. Необходимо отметить, что в таксомоторных перевозках преобладают культурно-бытовые, а не трудовые передвижения.
Характерный график изменения спроса на перевозки таксомоторов представлен на рис. 7.1.
Рисунок 7.1 – Изменение спроса пассажиров на перевозки автомобилями-такси по часам суток
Среднесуточный пробег автомобиля-такси за день:
, (7.1)
где – время пребывания автомобиля в наряде;
– эксплуатационная скорость.
Оплаченный пробег автомобиля-такси за день:
, (7.2)
где – коэффициент платного пробега.
Среднее расстояние поездки с пассажирами:
, (7.3)
где — среднее количество їздок автомобиля-такси за время в наряде:
, (7.4)
где — количество рабочих часов за сутки ( ч);
— количество посадок в автомобиле-такси в течение суток.
Почасовая эффективность использования автомобиля-такси:
. (7.5)
Суточная выручка автомобиля-такси:
, (7.6)
где – тариф за 1 км платного пробега ( грн/км);
– среднее количество посадок, что равняется количеству їздок;
– тариф за одну посадку ( грн.);
– время простоя по требованию пассажира;
– тариф за час простоя по требованию пассажира ( грн.).
Средняя доходная ставка от работы одного автомобиля-такси за день:
. (7.7)
Годовой объем перевозок пассажиров автомобилями-такси:
, (7.8)
где – количество жителей в городе, тыс. чел. (табл. Бы.2, прил. Б);
– количество їздок одного жителя города за год, движение/год (табл. Бы.1, прил. Б).;
Производительность одного автомобиля-такси за год:
, (7.9)
где – количество дней в году ( дней);
– среднесуточный пробег автомобиля-такси, км;
– номинальная пассажировместимость автомобиля такси, пас.
– среднее заполнение таксомотора, пас;
– коэффициент платного пробега;
– коэффициент использования парка.
Учетное количество автомобилей-такси для города:
. (7.10)
Движимость на таксомоторном транспорте:
, (7.11)
где – коэффициент использования парка;
– среднее заполнение таксомотору.