Как оценить стоимость бизнеса? Эксперты используют затратный, доходный, дисконтирование и другие методы. Можно ли оценить бизнес самому, рассказываем в статье. При покупке-продаже готового бизнеса все происходит так же, как и на продуктовом рынке: продавец нахваливает свой товар и хочет продать его подороже, а покупатель критически оценивает и пытается снизить цену. Конфликт возникает из-за того, что стоимость готового бизнеса сложно оценить «на глаз». Обычно оценку проводят эксперты, которые предоставляют обоснование стоимости в денежных единицах. Но можно оценить бизнес самостоятельно, чтобы понять, не завышает цену владелец и не занижает стоимость вашего бизнеса оценщик.
Кто и как оценивает стоимость бизнеса
Это делает сторонний эксперт, который не имеет отношения ни к продавцу, ни покупателю. Оценщик анализирует не только финансовую сторону, но и то, как ведется деятельность, насколько она прибыльна, сколько стоит репутация компании на рынке, ее интеллектуальную собственность.
Эксперт должен быть независимым человеком, опираться на документальные подтверждения и ряд принципов, которые учитывают интересы всех сторон и не ущемляют их права.
Оценщик от https://appraiser-msk.ru/ устанавливает справедливую цену, которая не должна зависеть от чрезвычайных обстоятельств. Стоимость определяется в зависимости от того, сколько доходов может принести бизнес. Также эксперт принимает в расчет будущую выгоду, которую может получить нынешний владелец бизнеса, если его не продавать.
Методы оценки стоимости бизнеса
1. Затратный
Самый очевидный и простой метод. Бизнес оценивают исходя из затрат на создание, развитие и функционирование. Учитываются все операционные расходы, в том числе фонд оплаты труда. Расчеты должны быть документально подтверждены.
Такой способ не подходит, когда компания имеет нематериальные активы: репутацией на рынке, новыми идеями и разработками. Кроме того, эта оценка может быть необъективной, если владелец бизнеса распоряжался средствами неэффективно. Способ используют в совокупности с другими.
2. Метод оценки стоимости бизнеса по активам
Весь бизнес — это совокупность активов. Владелец заключает их стоимость и получает совокупную цену объекта. Этот метод сложно перенести на бизнес, связанный с интеллектуальной собственностью или имеет непростую структуру. Также может сложиться ситуация, что активы стоят дорого, а имеют низкую доходность.
3. Метод дисконтирования предполагаемых денежных потоков доходов
Способ относится к оценке бизнеса на основе доходов предприятия. Чем больше доходов может принести объект, тем выше его стоимость. При этом эксперт учитывает экономические риски и расходы, которые понесет владелец для создания доходов.
В основе метода дисконтирования лежит понятие, что сумма денег, которую объект приносит сейчас по умолчанию будет стоить меньше в будущем. Причина — инфляция, изменения рынка, форс-мажоры. Способ подходит для объектов, денежные потоки которых меняются во времени(например, в зависимости от года или сезона). Главное в этом методе — правильно оценить будущие денежные потоки и рассчитать дисконтную ставку.
Чтобы это сделать, составляется бизнес-план. В нем рассчитывают перспективы развития бизнеса и время, когда инвестиции окупятся(в среднем это 5 лет). Составляется план доходности по годам. Доход за каждый год делится на ставку дисконтирования. Например, для окупаемости бизнеса на протяжении 5 лет ставка должна быть не меньше 20%. Для всего денежного потока ставка дисконтирования равна средневзвешенной стоимости капитала.
Стоимость объекта равна сумме доходов за все годы предполагаемой окупаемости с учетом дисконтирования.
4. Метод капитализации дохода
Еще один способ оценки рыночной стоимости бизнеса за будущие доходы. Он подходит для тех компаний, которые приносят одинаковую прибыль в равные промежутки времени(на стабильном рынке, где нет сезонности).
Чтобы оценить стоимость, доход компании делят на ставку капитализации. В качестве величины дохода берется предполагаемая или усредненная цифра за последние годы. Ставка капитализации рассчитывается с помощью модели оценки стоимости активов.
5. Сравнительный метод оценки стоимости предприятия
Оценку стоимости проводят по аналогии с подобным предприятием, рыночная цена которого известна. Простой, но небезопасный метод: хоть бизнес и похож один на другой на первый взгляд, на деле может оказаться, что его доходность ниже. Для расчета стоимости сравнивают цены на акции предприятия, финансово-производственные показатели, используют отраслевые коэффициенты.
Выводы
Оценивать бизнес перед продажей или покупкой должен независимый эксперт. Без специального образования и понимание основ инвестирования сделать правдивую оценку сложно. Самостоятельно можно оценить стоимость предприятия, используя затратный и сравнительный методы. Они дадут приблизительную информацию про стоимость, но использоваться как главные методы установления цены не могут.