Техническое обслуживание трансмиссии автомобилей

Виды и схемы трансмиссий. Сцепление и приводы управления ими. Назначение коробки передач, механизм ее действия. Применение и схема расположения раздаточной коробки. Состав карданной передачи. Механизмы ведущих мостов. Техническое обслуживание трансмиссии.

Трансмиссия автомобиля служит для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам. При этом передаваемый крутящий момент изменяется по значению и распределяется в определенном соотношении между ведущими колесами. Подробнее про ремонт трансмиссии читайте на страницах нашего специализированного сайта.

Крутящий момент на ведущих колесах автомобиля зависит от передаточного числа трансмиссии, которое равно отношению угловой скорости коленчатого вала двигателя к угловой скорости ведущих колес. Передаточное число трансмиссии добирается в зависимости от назначения автомобиля, параметров его двигателя и нужных динамических свойств.
Трансмиссии по способу передачи крутящего момента разделяют на: механические; гидравлические; электрические; комбинированные (гидромеханические, электромеханические).
На отечественных автомобилях в основном применяются механические трансмиссии, в которых передаточные механизмы состоят из жестких, не деформируемых элементов (металлических валов и шестерен). На автобусах Ликинского и Львовского заводов, а также на большегрузных автомобилях БелАЗ применяются гидромеханические трансмиссии с автоматизированным переключением передач. Часть большегрузных автомобилей БелАЗ имеют электромеханическую трансмиссию с мотор-колесами.

обслуживание трансмиссии

Схема трансмиссии автомобиля определяется его общим компоновкой: расположением двигателя; количеством и расположением ведущих мостов; видом трансмиссии.
Автомобили с механической трансмиссией и колесной формулой 4×2 (ЗИЛ-130, МАЗ-5335, ГАЗ-24 и др.) чаще всего имеют переднее расположение двигателя, задние ведущие колеса и центральное размещение агрегатов трансмиссии (рис. 1.1, а). Здесь двигатель 7, сцепление 2 и коробка передач 3 объединены в один блок и образуют силовой агрегат. Крутящий момент от коробки передач 3 передается карданной передачей 4 на ведущий задний мост 5.

Существенные отличия имеет трансмиссия переднеприводного автомобиля ВАЗ-2108 с колесной формулой 4×2 (рис. 1.1, б), где ведущим выполнен передний мост с управляемыми колесами. В единый силовой агрегат объединен двигатель 1, сцепление 2, коробка передач 3, механизмы ведущего заднего моста 5 (главная передача и дифференциал), карданные шарниры одинаковых угловых скоростей 6, соединенные с передними управляемыми колесами.

Схему механической трансмиссии трехосных грузовых автомобилей КамАЗ показано на рис. 1.1, г. Здесь средний 10 и задней 5 мосты ведущие. Крутящий момент до них передается одним карданным валом 4, а в главной передаче среднего моста предусмотрен межосевой дифференциал и проходной вал, который передает крутящий момент на карданный вал 11 привода заднего моста. В других схемах трансмиссий трехосных автомобилей (Урал-375) крутящий момент к ведущим мостам может передаваться отдельно карданными валами от раздаточной коробки.

Схемы гидромеханических трансмиссий предусматривают объединение в едином блоке двигателя и гидромеханической коробки передач, крутящий момент от которой передается ведущим колесам через карданный вал и механизмы заднего моста, как в обычной механической трансмиссии.