Вступление: сохраняем формальность
Строгие формальные требования к оформлению курсовой (ну только попробуй сделать правый берег 1,5 см, а не 1 см) – то, что прежде всего отталкивает и пугает студентов. На самом деле все эти, на первый взгляд, странные стандарты Министерства образования обусловлены обычной логикой и спецификой самой работы (реферата, диплома и тому подобное). Например, левый берег должен быть 2,5 см (интересно только, что такие методические инструкции в разных вузах различаются) для того, чтобы курсовую было удобнее сшивать. «Навязанная» структура текста – обязательное вступление прописанную до нюансов актуальностью, объектом и предметом, между которыми часто не видят разницы, – помогает нам не потеряться в собственном исследовании, понять, с чего стоит начать и чем закончить. — подробнее на http://www.barnaul.kurator.site/kursovik.html
Написать курсовую, где запятая к запятой, буква к букве, – это уже гарантия получить хорошую оценку. Однако есть преподаватели, для которых наличие блестящего содержания и идей в работе – не показатель. А вот если в работе нет слеша в нужном месте или в первом разделе подразделений больше, чем во втором (а должно быть поровну), то на «А» можешь даже не надеяться. Написал откровенную чушь, но грамотно подошел к оформлению и держался на защите уверенно, ответив на все вопросы, – вуаля, держи свои 90.
Поэтому совет: тщательно следуйте стандартов написания курсовой, предложенных преподавателем. Когда станете выдающимися учеными, тогда сможете диктовать собственные правила. А пока помните про стипендию.
Шаг 1: разрабатываем план
Требования досконально изучены, титулка оформлена с лучшими традициями методического пособия, однако Word показывает ужасающее «страница: 1 из 1», что делать дальше?
Дальше – самое интересное. Нужно выбрать тему и набросать план. Но делать это не просто. Идеальный вариант – выбрать тему, которая действительно интересна. Прагматичный вариант – выбрать тему, в которой можно легко найти большое количество информации. Идеально-прагматичный вариант – обратиться к теме, с которой вы уже работали (есть собственные статьи, предыдущие курсовые, рефераты, что можно использовать).
План должен соответствовать общепринятой структуре:
- вступление;
- основная часть (минимум 3 раздела с подразделами, построенные по принципу от общего к частному, например: история развития теорий государства – 1-й раздел, теории государства – 2-й раздел, подробное рассмотрение теологической теории и примеры – 3-й раздел; для студентов 1 и 2 курсов 2 разделы достаточно);
- выводы;
- приложения (даже если вы ярый гуманитарий, не пренебрегайте этой частью; графики, схемы, таблицы, статистические данные сделают вашу курсовую более понятной и насыщенной);
- список использованных источников (минимум 20 источников; классно, если хотя бы несколько из них на иностранном языке, это повысит статус работы; можно немного хитрить и найти переводы необходимых цитат родном языке, а в список внести их на языке оригинала).
Совет: обязательно подойдите к преподавателю с планом и списком литературы примерно через 2 недели после получения задания написать курсовую. Поинтересуйтесь, какую дополнительную литературу он может порекомендовать. Обычно так себя ведут нервные первокурсники-за «незнания всей специфики процесса». Студенты старших курсов таким образом продемонстрируют серьезность своих исследовательских намерений (но сядут за написание курсовой в последнюю ночь перед дедлайном) и приятно удивят преподавателя.
Шаг 2: ищем нужную информацию
Теперь необходимо найти информацию для каждого из пунктов плана. Смело добавляйте к титулки пустые страницы (только заголовки), во время работы с источниками вы их заполните. Сам текст курсовой следует размещать согласно разделов. Скопированная информация должна быть максимально перефразованою. Помните, что рядом с кусками текста нужно указать, откуда вы это взяли (рядом с цитатой в квадратных скобках). Руководствуясь этим принципом, далее сделать список источников будет очень просто.
Если вы работаете над курсовой не один день, заведите специальный блокнот и фиксируйте любые идеи, тезисы – все, что приходит на ум. «Отфильтрованные» идеи также вносите в курсовую согласно тематике раздела. Такой брейн-сторминг стимулирует неожиданные открытия, позволяет учесть и продумать мельчайшие детали. Возможно, именно они обеспечат высокое качество вашей работы. Посмотрите тематическое видео, существует множество вспомогательных ресурсов. Например, Prometheus, «ПостНаука». Что-то полезное можно найти даже на Youtube. Фиксируйте мысли, что вам понравились, а в курсовой не бойтесь ссылаться на видеоматериалы.
Совет: максимум собственного «я». Чем больше в вашей работе фраз типа «нам кажется», «по нашему мнению», «с нашей точки зрения» («мы» – это студент и научный руководитель), тем меньше вероятность того, что распознают ваши скопированные отрывки.
Шаг 3: пишем вступление и выводы
Осталось написать введение, выводы и доработать список литературы. Эту часть работы уместно оставить на десерт. В поступлении указываем актуальность исследования, поставлены цели и задачи, гипотеза исследования, предмет, объект, степень разработки темы, основные изучаемые понятия и структуру работы.
Выводы – это, по сути, дополненный и детализированный вступление. В нем необходимо опровергнуть или подтвердить поставленную гипотезу, а также вспомнить о перспективе дальнейшего изучения темы. Закончить работу можно, стимулируя дальнейшие размышления эффектным вопросом.
Вступление и выводы читаются всегда и любым преподавателем. Неинтересен вступление увеличивает шансы того, что вашу курсовую работу не оценят. Поэтому постарайтесь сделать эту часть работы как можно интригующей. В любом случае особое внимание обратите на уровень освещения актуальности вашей темы.
Последний совет: и от написания курсовой можно получить удовольствие. От вас зависит, насколько интересным может быть сам процесс.
Всем пятерок!