25 июля могло бы исполниться 89 лет знаменитому советскому писателю, режиссеру и актеру Василию Шукшину, но его нет среди живых уже 44 года. Его последней киноработой и вершиной творческого пути стал фильм «Калина красная», получивший несколько призов российских и зарубежных кинофестивалей. За кадром осталось много интересных деталей: зрители не знали о том, что одна из героинь – не актриса, а жительница деревни, в которой проходили съемки, а консультантами режиссера стали настоящие бандиты.
На съемках фильма
Съемки фильма «Калина красная» поначалу стали для Василия Шукшина «вынужденной мерой»: он намеревался снять картину о Степане Разине, но чиновники Госкино поставили условие: перед тем, как работать над историческим сюжетом, режиссер должен создать фильм о современной советской действительности. И Шукшин выбрал свою повесть «Калина красная» основой для сценария, который написал за 2 недели.
О том, как Шукшин создавал эту повесть, рассказывала его жена, актриса Лидия Федосеева-Шукшина: «После «Печек-лавочек» Шукшин опять слег в больницу. Но и там он продолжал работать. Я догадывалась, что он пишет какую-то новую большую вещь, но что это будет, тогда еще не знала. Только замечала, когда приходила к нему, что он день ото дня становится все печальнее и печальнее. А однажды вышел, в глазах – прямо слезы стоят. И осунулся весь, побледнел, смотреть страшно. Я испугалась – подумала сразу, что это болезнь обострилась. А оказывается, он только что, перед самым моим приходом, закончил новую повесть. И когда писал конец, сам вот так страшно, до слез разволновался… Пришла домой. Кажется, даже и не разделась, и сразу села читать. Прочитала. И тоже не удержалась – заревела…»
Сложности начались еще на этапе утверждения сценария: Шукшину даже предлагали заменить главного героя – мол, уголовник не может быть в центре сюжета, к тому же он получался положительным героем, вызывающим симпатии зрителей. Лучше сделать его законопослушным гражданином. Но режиссеру удалось отстоять своего персонажа, без которого фильм бы вообще не состоялся.
Когда режиссер готовился к съемкам, он отсмотрел огромное количество архивных киноматериалов, и в одной кинохронике увидел, как заключенный поет песню на стихи Есенина «Ты жива еще, моя старушка». Этот эпизод так его впечатлил, что он решил включить его в фильм: «Вот где душа живая тоскует!». А название «Калина красная», по словам Лидии Федосеевой-Шукшиной, появились после того, как муж услышал в первый день их знакомства песню с таким названием в ее исполнении.
Съемки проходили в Вологодской области, в городе Белозерске и окрестных деревнях. Колония, из которой вышел главный герой Егор Прокудин, раньше была Кирилло-Новозерским монастырем на насыпном острове. В наши дни – это колония строгого режима, в которой отбывают наказание преступники с пожизненным сроком заключения. А кабинет начальника тюрьмы снимали в Крюковской тюрьме под Москвой.
Многие сцены снимали в полузаброшенной деревне Садовой (раньше – Мериново). Мать главного героя должна была сыграть актриса Вера Марецкая, но она в последний момент отказалась – не захотела играть «ущербную старуху»: «Я и сама сегодня такая же. Не могу! Не хочу». Тогда Шукшин решил снять в этой роли местную жительницу – уж слишком разительным было ее сходство с героиней фильма. Судьба Ефимьи Быстровой во многом напоминала историю матери Егора Прокудина, и режиссер попросил ее рассказать о своих сыновьях Лидии Федосеевой-Шукшиной. И этот диалог оператор снял через окно камерой, установленной на улице. Старушка даже не знала о том, что съемки уже идут, – думала, что идет процесс подготовки.
В съемках был задействован известный каскадер и постановщик трюков Николай Ващилин, который не единожды работал с Шукшиным и другими знаменитыми советскими режиссерами. Он рассказывал: «В одной из сцен надо было, чтобы на Шукшина попер бугай, а Шукшин его напугал. Я предлагал и так, и этак. Шукшину не нравилось: «Это все из какой-то оперетты. Бандиты так не дерутся». В итоге я вызвал для консультации настоящих бандитов. Приехали паханы. Посмотрели и говорят: «Когда дерутся, никто руками не размахивает. Подошел тихо и делай». Потом мы с Шукшиным посмеялись, что бандитов в кино привлекаем».
В процессе работы над фильмом было отснято такое количество материала, что фильм вполне мог бы получиться двухсерийным, но Шукшин отказался от этой идеи, вырезав многие эпизоды. Но и на «Мосфильме», и в «Госкино» готовым материалом остались недовольны и рекомендовали внести такое количество правок, что проще было снять фильм заново. Но когда его отвезли на дачу Брежневу для вечернего просмотра, он одобрил его и велел дать высшую категорию.
Кинооператор Анатолий Заболоцкий, который работал с Василием Шукшиным на съемках фильмов «Печки-лавочки» и «Калина красная», позже опубликовал свои воспоминания: «Сразу, как «Калина красная» была принята в Госкино, густо пошли просмотры. На автора обрушилась лавина врачующих и ранящих отзывов. Он успел ощутить нарастающий зрительский интерес к фильму разных слоев общества… «Калина красная» вырывалась на экран без рекламы особенно ярко в глубинках России. На Украине, Урале, в Кемерове ее запрещали, а всякий запрет у нас – лучшая реклама. Прокат фильма расширился, картину показывали по телевидению (только через десять лет) по причине приносимой прибыли кинопрокату. Мне рассказывал работник проката Казахстана: в городе Аркалык заключенные строили кинотеатр «Октябрь» и, чтобы успеть к юбилею, поставили условие начальству – показать в новом зале строителям два раза подряд «Калину красную», и обе стороны слово сдержали». Несколько писем после премьеры Шукшин получил и от воров в законе – они обвиняли режиссера в недостоверности, уверяя его в том, что решивших завязать с воровской жизнью бывшие «коллеги» не убивают.
Фильм стал лидером проката – его посмотрели больше 62 млн зрителей – и получил несколько призов на международных кинофестивалях. По результатам опроса читателей журнала «Советский экран» он стал лучшим фильмом 1974 г., а Василий Шукшин был назван лучшим актером. К сожалению, «Калина красная» стала последней режиссерской работой Василия Шукшина. Во время съемок ему исполнилось 45 лет. А спустя полгода после премьеры стало известно о его внезапной кончине. На его могилу люди приносили гроздья калины.
В том, что Шукшин так быстро сгорел, его жена видела определенную закономерность: «Съемки проходили тяжело, Шукшин не играл, а проживал за героя всю его судьбу. От нервных перегрузок участились приступы язвы – эта болезнь появилась у него после службы на флоте и при стрессах обострялась… Нагрузка большая – он и режиссер, и автор, и актер. Да и роль какая трагическая! Сцена смерти – самый экстремальный момент. Вся группа плакала, когда он умирал. Казалось, по-настоящему от нас уходит! И я боялась, что вот сейчас у него дыхание остановится… Он ТАК работал, ТАК жил. Господь дал ему такой талант».