«Мать Уистлера» — разговорное название картины маслом на холсте Джеймса Макнила Уистлера «Композиция в серо-черных тонах №1», написанной в 1871 году. Популярное название картины возникло из-за того, что предметом картины является мать художника, которую зовут Анна Макнил Уистлер. «Мать Уистлера» считается самой известной картиной американца, хотя она была написана в Нью-Йорке. На самом деле, есть некоторые искусствоведы, которые утверждают, что это икона американского материнства, отцовства и семейных ценностей. Чтобы понять, как появилась эта удивительная картина, а также различные ее интерпретации, вот введение в «Мать Уистлера».
Происхождение и интерпретации
Мать Уистлера была нарисована Джеймсом Уистлером, когда она жила со своей матерью в небольшом доме, расположенном на Чейн-Уок в Челси, Лондон. Считается, что Уистлер изначально намеревался нанять модель, чтобы позировать для картины, но когда он назначил таковую, модель не прибыла к нему домой. Затем он попросил свою мать заменить модель. Существует еще одна история, связанная с картиной, в которой Уистлер должен был нарисовать модель, когда он или она стоит, но поскольку ее мать была старой, она не могла дольше стоять, отсюда и причина, по которой ее портрет был написан, когда она сидела.
Джеймс Уистлер подарил картину администраторам выставки Королевской академии художеств в 1872 году. Картина была почти отвергнута, но благодаря одобрению художественного руководителя сэра Уильяма Боксола она в конце концов нашла свое место в качестве одного из экспонатов выставки, хотя организаторы поместили ее в неприятное место на выставке. На выставке картина была названа “Композиция в серо-черном цвете: портрет матери художника”.
Многие люди в британском мире искусства критикуют эту картину, так как считают, что ей не хватает содержания и смысла. Однако есть немногие, кто видел красоту произведения искусства, и одним из этих немногих был Томас Карлайл. Из восхищения искусством Уистлера Карлайл согласился послужить моделью для картины Уистлера, которая вскоре будет называться «Аранжировка в сером и черном», № 2. В настоящее время эта картина находится в Художественной галерее и музее Келвингроув, расположенном в Глазго, Шотландия.
Поскольку в то время мать Уистлера не вызывала особого интереса, Уистлер заложил картину в 1891 году. Заложенная картина в конечном итоге была приобретена Люксембургским музеем в Париже. Именно во время своего пребывания в упомянутом музее популярность картины быстро возросла. С тех пор этой картине подражали многие художники, и ее даже пародировали в комиксах.
Поскольку Уистлер испытывал финансовые трудности, популярность матери Уистлера помогла ему продать свои следующие картины богатым коллекционерам и экспонентам в Соединенных Штатах. В это время цитировались слова Уистлера о том, что его искусство в Великобритании и Соединенных Штатах воспринимается совершенно по-разному, поскольку он чувствовал, что его больше ценят в США. Он также заявил, что популярность матери Уистлера была “пощечиной” для тех, кто отверг картину в Королевской академии искусств.
Однако Уистлеру не понравилось, что энтузиасты искусства пытаются интерпретировать картину как имеющую смысл или символику. Уистлер — известный сторонник стиля “искусство ради искусства”, где искусство должно быть красивым, даже если оно не имеет никаких моральных или политических ценностей. Для Уистлера картина — всего лишь портрет его матери, и ничего больше.
Независимо от мнения Уистлера о его картине, Мать Уистлера по-прежнему имела значение для многих людей, особенно для тех, кто живет в Соединенных Штатах. Для этих людей мать Уистлера символизирует любовь сына к своей матери, а также поддержку матерью мечтаний и амбиций своего сына. Анна Макнил Уистлер в конечном итоге стала иконой материнства в США, поскольку она олицетворяет любовь и заботу, которые каждая мать должна проявлять к своему сыну. Эта интерпретация была еще более подчеркнута, когда Почтовое отделение США напечатало почтовые открытки с изображением матери Уистлера вместе со слоганом “В память и в честь матери Америки”. Кроме того, в 1938 году в Ашленде, штат Пенсильвания, в память о матерях во время Великой депрессии была также установлена статуя матери Уистлера.
Мать Уистлера также стала культовой фигурой в популярной культуре, поскольку она и ее портрет появлялись в различных фильмах, включая «Шоу ужасов Рокки Хоррор» в 1975 году, «Бин» в 1997 году и «Облачно с шансом на фрикадельки 2» в 2013 году. Несмотря на то, что мать Уистлера является американской иконой, она все еще находится в руках Франции, и в настоящее время она выставлена в Музее Орсе в Париже.