История и музыка Стэна “Звука” Гетца
Знакомство со Стэном Гетцем
Стэн Гетц (1927-1991), прозванный “Звуком” за его легкое и теплое звучание, был американским джазовым саксофонистом. Он родился в Филадельфии, штат Пенсильвания, и вырос в Нью-Йорке. Он получил свой первый саксофон, когда ему было 13 лет; Лестер Янг оказал большое влияние на фирменный стиль Гетца. В конце 1940-х годов он продолжал играть с легендой джаза Вуди Херманом, где Гетц добился большой известности. Гетц включил босса-нову в свой репертуар, исполнив свой самый известный хит эпохи музыки 60-х “Девушка из Ипанемы”, который сейчас считается стандартной мелодией. Он умер в Малибу, штат Калифорния, в 1991 году в возрасте 64 лет. Гетца сейчас называют одним из величайших джазовых тенор-саксофонистов всех времен.
Ранняя жизнь и карьера Стэна Гетца
Американский джазовый саксофонист Стэн Гетц добился успеха в рекламе благодаря своему всемирному хиту “The Girl from Ipanema”, который стал фаворитом в каждом музыкальном плейлисте oldies. Родился Стэнли Гаецки 2 февраля 1927 года в Филадельфии, штат Пенсильвания, позже Гетца прозвали “Звуком” за его легкое и теплое звучание. Он был воспитан своими еврейскими родителями, которые раньше жили на Украине и эмигрировали в Соединенные Штаты в 1903 году. Прожив в Филадельфии, они переехали в Нью-Йорк, надеясь получить хорошую работу. Хотя Гетц хорошо учился в школе и фактически получал одни пятерки, его основной интерес по-прежнему заключался в создании музыки. В раннем возрасте он попробовал несколько разных инструментов, но в 13 лет он увлекся игрой на саксофоне. Его отец купил ему этот инструмент, и в конце концов он им увлекся.
В начале 1940-х годов Гетц стал частью Общегородского школьного оркестра Нью-Йорка. Присоединившись к ансамблю, он получил бесплатный урок от фаготиста Нью-Йоркского филармонического оркестра Саймона Ковара. Тем не менее, он возобновил игру на саксофоне. Вскоре после этого он решил бросить учебу, чтобы продолжить свою музыкальную карьеру. У него была возможность выступать с такими артистами, как Нат Кинг Коул, Лайонел Хэмптон, Джимми Дорси, Стэн Кентон и Бенни Гудман. В возрасте 16 лет он стал частью группы Джека Тигардена, и, будучи самым молодым участником группы Тигардена, Гетц стал чем-то похож на его ученика. Выступление Гетца было замечено позже в том же десятилетии после работы с Вуди Херманом над “Вторым стадом”. Впоследствии он начал записываться как сольный исполнитель.
Записи и синглы Гетца
В 1952 году выступление Гетца на альбоме Джонни Смита «Лунный свет в Вермонте» принесло ему хорошую репутацию музыканта. В то же время пластинка вошла в число лучших джазовых альбомов года. Начав сольную карьеру в середине 1960-х, он выступал в Скандинавии с такими джазовыми исполнителями, как Оскар Питерсон, Джонни Смит и Гораций Сильвер.
В 1961 году Гетц вернулся с работы в Европе и решил привезти музыку босса-новы в Соединенные Штаты. Вместе с Чарли Бердом (гитаристом) они выпустили альбом Jazz Samba, который в 1962 году стал миллионным тиражом. Сингл Carrier “Desafinado” в следующем году принес ему премию «Грэмми» в номинации «Лучшее джазовое исполнение». Второй альбом Big Band Bossa Nova был выпущен в конце 1962 года, за ним последовала Jazz Samba Encore! в 1963 году. Последняя пластинка также разошлась миллионным тиражом и год спустя принесла ему второй золотой диск от RIAA.
В 1963 году Гетц записал и выпустил Getz/Gilberto вместе с известными бразильскими музыкантами Антонио Карлосом Жобимом, Жоао Жилберту и его женой Аструд Жилберту. С альбома вышел сингл под названием “Девушка из Ипанемы”, который позже стал большим хитом в Billboard Hot 100 на 5-м месте (№1 в чарте Billboard easy listening) в 1964 году. Песня также подтолкнула тогда неизвестного Аструда к международной славе.
Во время его сотрудничества с the Gilbertos у него начался роман с очень женатой Аструд. Это в конечном итоге привело к прекращению его музыкального партнерства с ней и ее мужем Жоао.
Переключившись с босса-новы на крутой джаз, Гетц записал Nobody Else but Me в 1964 году. К сожалению, он не был выпущен лейблом Verve Records, поскольку они все еще предпочитали альбом босса-нова от Getz. Nobody Else but Me был наконец выпущен три десятилетия спустя, но Гетц умер на момент его выпуска.
6 июня 1991 года Гетц скончался от рака печени в Малибу, штат Калифорния. Ему было 64 года.