Сегодня цепочки поставок необходимы для обеспечения все более высокого уровня обслуживания при одновременном снижении затрат и выполнении новых агрессивных программ в области устойчивого развития.
Как объясняет Луиза Хосегуд, директор по цифровым технологиям и стратегии в Henderson Consulting, этого необходимо достичь на фоне долгосрочных фундаментальных изменений в поведении потребителей, приоритетах и расходах, а также продолжающихся потрясений, вызванных COVID, в краткосрочной перспективе. Очевидно, что цепочка поставок более чем когда-либо является ключевым фактором обеспечения конкурентного преимущества.
Нынешняя пандемия подстегнула творческий подход и поставила под сомнение некоторые фундаментальные табу на совместную работу. Мы увидели, как сотрудничество может быть жизненно важным для выполнения миссии розничной сети по предоставлению покупателям самого широкого ассортимента по лучшим ценам с гарантированной доступностью.
Так является ли сотрудничество решением проблемы? Можно ли эффективно развивать партнерские отношения и делиться информацией, сохраняя при этом дифференциацию бренда? Предполагается, что это, безусловно, обладает большим потенциалом и может предложить стратегический путь к прибыльности и устойчивости, который не следует игнорировать.
Эта пандемия привела к дополнительным операционным расходам, будь то из-за специфичных для COVID требований к социальному дистанцированию и специальных мер по очистке, снижения рисков за счет изменения поставщиков продукции или ускоренного перехода к электронной коммерции, что требует больших инвестиций в людей и активы, но с более низкой рентабельностью.
Снижение спроса, наблюдаемое в некоторых секторах розничной торговли, не приводит к высвобождению дефицитных логистических ресурсов – скорее наоборот. Электронная коммерция требует большего количества складских помещений, большего количества грузовиков, большего количества водителей и оперативников, а также большего количества фургонов для доставки – всего этого не хватает. Истинное количество порожних или неполных грузовиков (LTF), курсирующих по дорогам Великобритании, неизвестно, но реально оно, вероятно, будет большим, и многие склады работают с перебоями, когда в одну минуту много места, а в следующую требуются резиновые перегородки. Сбалансировать потребности и возможности во всех цепочках поставок за счет более широкого сотрудничества имеет смысл.
Между тем, выполнение программ устойчивого развития не только влечет за собой дополнительные расходы из-за ограничений на передвижение транспортных средств и сроки доставки, зон с низким уровнем выбросов и налогов, связанных с выбросами углерода, но и вводит новую форму учета затрат, поскольку потребители требуют видеть воздействие своих покупок на окружающую среду. Отходы являются основной проблемой, и до тех пор, пока компании управляют своими цепочками поставок изолированно, отходы будут продолжать повышать затраты, ухудшать обслуживание и подрывать устойчивость. Совместные инициативы могут сократить количество отходов на благо как потребителей, так и компаний – повысить операционную эффективность, снизить затраты и повысить эффективность обслуживания. Итак, как вы самостоятельно добиваетесь повышения экологической эффективности? Затраты для одной организации могут быть непомерно высокими, но, возможно, существуют более простые способы достижения той же цели.
Сотрудничество может быть горизонтальным, вертикальным или и тем, и другим. Вертикальное сотрудничество между розничным продавцом, его партнерами по логистике и различными уровнями цепочки поставок должно быть ‘простым делом’, но примечательно, что компании просто не сотрудничают в вопросах успеха рекламных акций, своих будущих планов по маркетингу или своевременного обмена даже базовыми операционными данными, такими как POS. Расширение вертикального сотрудничества позволит гораздо эффективнее использовать логистические пути и объекты. Есть предостережение – сотрудничество должно быть масштабируемым (доступным для более мелких игроков) и всеобъемлющим (без фаворитов), в противном случае у антимонопольных органов будут разумные основания для расследования.
Горизонтальное сотрудничество, особенно между компаниями, которые в некоторой степени являются конкурентами, может быть еще более спорным. Но если розничный торговец хочет координировать и консолидировать поставки, нет причин, по которым он не должен требовать от поставщиков – даже конкурирующих брендов – с грузами LTF совместного использования транспортных и складских механизмов. И если поставщики и 3PLs могут сотрудничать в вопросах поставок одному розничному продавцу, почему бы им не распространить это на всех розничных покупателей в регионе. Действительно ли потребителя волнует, прибудет ли продукция P & G и Unilever в Tesco на одном грузовике? Так зачем им беспокоиться, если такой же грузовик упал в Asda, Morrisons и Sainsburys? Потребителя мотивируют доступность продукта, цена и социальная ответственность, а не то, как организована доставка в магазин.
Законодательство о конкуренции отнюдь не запрещает сотрудничество, но в будущем власти могут активно поощрять его или принуждать к нему. Например, вполне вероятно, что во многих городских районах сотрудничество в пополнении запасов в магазинах и доставке товаров «последней мили» с помощью общих служб, возможно, из центров перевалки на окраине города, будет подкрепляться налогами, ограничительными нормативными актами или и тем, и другим. Возможно, владельцы торговых центров или местные советы, ответственные за центральные улицы и рынки, сами могли бы сыграть определенную роль в содействии совместному подходу.
Сотрудничество в цепочке поставок может многое предложить розничным торговцам, их партнерам, потребителям и самому обществу.
Совместное использование фиксированных и мобильных активов может сократить инвестиции, необходимые для поддержания и улучшения обслуживания, а также может предложить небольшим компаниям способ повысить свою эффективность. В нынешних условиях перехода на онлайн многие розничные продавцы пересматривают свою физическую недвижимость, и поэтому благодаря изобретательному сотрудничеству могут быть найдены коммерческие решения для “мешковатого пространства”.
Квалифицированная рабочая сила, от менеджеров по логистике до водителей и специалистов по складским технологиям, также является дефицитным ресурсом, использование которого необходимо оптимизировать. Многие более мелкие цепочки поставок не могут привлечь или удержать всех необходимых им специалистов или могут нуждаться в этих навыках менее чем на полный рабочий день. Сотрудничество может предоставить каждому доступ к таланту.
Накладные расходы, такие как ИТ, также могут быть распределены, а более крупная сеть будет поддерживать более сложные решения. Там, где операции цепочки поставок вступают в явный конфликт с программами устойчивого развития, охраны окружающей среды и другими направлениями деятельности, способность участников цепочки поставок говорить и действовать как единое целое, как правило, способствует продвижению решений, отвечающих целям всех заинтересованных сторон.
Инновационные подходы могут быть распространены к взаимной выгоде, а совместный или партнерский подход может упростить, ускорить и удешевить переход в новые географические области или сферы услуг с добавленной стоимостью, или выйти на новые рынки и получить доступ к новым клиентским базам – не требуется изобретать велосипед.
Помимо этого, сотрудничество может быть жизнеспособным даже между предприятиями или цепочками поставок, которые кажутся прямыми конкурентами – ‘кооперация’. Есть примеры розничных продавцов, которые сотрудничали с большой угрозой – Amazon — получая известность, хотя и онлайн, но с расчетом сохранить популярность, потому что это место, куда клиенты Amazon могут легко забрать и вернуть товары. Возможности безграничны.
Наш опыт в Bis Henderson Consulting в качестве создателей сетей и фасилитаторов показывает, что у розничных продавцов и их партнеров есть большой потенциал для разработки совместных подходов, создания более экономически и экологически устойчивых цепочек поставок. Мы обнаружили, что секреты успеха кроются в такой же степени в подходах и культуре участвующих компаний, как и в физических ‘элементах’ цепочки поставок.
Значительное сотрудничество действительно требует изменения отношения, разрушения предубеждений и часто ‘забывания’ предыдущей, возможно, враждебной, истории. ИТ-отделам необходимо общее видение целей и повесток дня, а также того, как все стороны, включая, конечно, потребителя, получат выгоду. Для предоставления данных и планов и добровольного их использования требуются готовность и доверие. Необходимо творческое мышление и даже некоторая вера.
Мы не предполагаем, что это просто. Компаниям необходимо непредвзято работать вместе, чтобы изучить возможности и определить сильные и слабые стороны, совместимость, а также дополнительных потенциальных партнеров. Преобразование концепции в реальные коммерческие и операционные соглашения также может быть сложной задачей. Как независимый и непредвзятый фасилитатор мы можем помочь оценить стратегии, определить возможности для первоначального сотрудничества, помочь составить дорожную карту того, к чему это может или должно привести со временем, и помочь объединить различные стороны.
В условиях, которые радикально и быстро меняются, существует веская причина для сотрудничества в цепочке поставок не только как тактического удобства, но и как неотъемлемой части бизнес-стратегии. Все сталкиваются с одними и теми же основными проблемами – растущими затратами, нестабильным спросом, непостоянными клиентами, нехваткой ресурсов, ограничительными нормативными актами и сложной программой устойчивого развития. Сейчас самое время использовать конкурентные преимущества за счет сотрудничества. Свяжитесь с Bis Henderson Consulting и позвольте нам помочь вам обрести конкурентное преимущество за счет отношений сотрудничества.