Учение о Троице: что это такое?

Христианское учение о Пресвятой Троице — как люди пытаются понять его?

Как люди пытаются понять тайну Святой Троицы

Однажды блаженный Августин, епископ и богослов IV века, размышляя над тайной Святой Троицы, прогуливался по берегу моря. Он увидел мальчика, роющего ямку в песке и переливающего туда воду, которую он зачерпывал раковиной из моря. Удивленный епископ спросил ребенка, зачем он это делает. Мальчик без промедления ответил: «Я хочу перечерпать все море в эту ямку». Усмехнувшись про себя, Августин стал ему объяснять, что это невозможно, но к своему удивлению услышал от него вопрос: «А как же ты своим умом пытаешься исчерпать неисчерпаемую тайну Господню?» После этого мальчик исчез, оставив смущенного богослова на берегу моря. Эта история ярко иллюстрирует тот трепет, с которым Церковь относится к учению о Святой Троице. Тем не менее люди, используя различные образы, пытались передать хотя бы крупицу этой тайны. Мы собрали для вас самые яркие примеры таких образов.

1. Солнце

«Emblemata Florentii Schoonhovii … partim moralia partim etiam civilia. Cum latiori eorundem ejusdem Auctoris interpretatione. Accedunt et alia quaedam poëmatia in alijs poem̈atum suonum libris non contenta» (1648) Посмотрите на солнце в ясный летний день. Это одно солнце, но при этом в нем можно различить диск, луч и тепло. Солнечный диск может напомнить нам Отца, луч – Сына, а тепло – Святого Духа. Такую аналогию предложил святой Герман, патриарх Константинопольский (VIII в.).

2. Ручей


«Our greater country; being a standard history of the United States from the discovery of the American continent to the present time ..» (1901) Если во время прогулки вы подойдете к ручью, то и в нем можно распознать троичность: исток ручья – образ Бога Отца, русло – образ Бога Сына, устье – образ Святого Духа. Но главное, что все это – единый ручей. Так пытался объяснить эту тайну святитель Григорий Богослов.

3. Трилистник клевера


Однажды святой Патрик, просветитель Ирландии, пришел к языческим жрецам. Он начал проповедовать им христианство и, когда язычники попросили объяснить триединство Бога, святой Патрик склонился к земле и сорвал трилистник клевера: — Разве вы не видите, что это и один листок, и три листка, — сказал святой, — так и в Троице Одна Сущность и Три Личности.

4. Треугольник


Как я могу самоопределиться? Как могу осознать свою индивидуальность? Только в отношении к чему-то иному, к тому, что не я. Я могу осознать самого себя только по отношению к «Ты» и «Он». Во взаимном общении этого треугольника – Я, Ты и Он, выявляется моя идентичность как личности. Так богослов, отец Сергий Булгаков (XX в.), указывал на троичность человеческого общения и самосознания.

4. Человеческая личность

Можно углубиться в самого себя и увидеть триединство внутри нас самих. Наш ум – образ Отца, словесная способность – образ Бога Сына, сила, которой живет наше тело – отпечаток Святого Духа. Такую трактатовку предлагал святитель Игнатий Брянчанинов.

6. Пространство

Пространство, в котором мы живем, также несет на себе печать Троицы. Оно имеет три измерения: высоту, ширину и длину. Эту троичность, изучая свойство вектора, заметил советский ученый Борис Раушенбах.
Однако, Церковь и сами богословы всегда указывали на недостаточность, неадекватность этих образов по отношению к тайне Святой Троицы. Более глубокий уровень уже богословского осмысления сокрыт в знаменитом иконе «Троица», которая была написана в XV веке преподобным Андреем Рублевым.

Тихон Сысоев
Читать далее →

Без Политики

Добавить комментарий