Замкнутые или застенчивые дети часто предпочитают проводить время в одиночестве. Хотя они могут свободно общаться с близкими людьми, они часто стараются не делиться тем, что считают слишком личным.
Они, как правило, избегают быть центром притяжения и развлекать людей. В некоторых случаях родители беспокоятся и задаются вопросом, не делают ли они что-то не так или могут ли они что-то сделать, чтобы изменить ситуацию, особенно по мере того, как ребенок становится старше, а родители чувствуют себя нелюбимыми.
Некоторые родители доходят до того, что сравнивают отношения своего ребенка с ними самими с отношениями соседей и их детей или с тем, что они видят по телевизору. Иногда их могут даже спросить, почему они не могут быть “умными” и “нормальными”, как другие дети. Хотя дети могут никак не реагировать, когда им говорят такие вещи, оставшись наедине, они могут переосмыслить каждое слово и сломаться. Это еще раз подтверждает их причины держаться особняком.
Чаще всего замкнутые дети “слишком много думают”. Они боятся, что их осудят, они переоценивают ситуацию, смотрят на окружающую обстановку и просчитывают каждый свой шаг, чтобы избежать определенных реакций, которые могут быть направлены против них. Трудно поверить, что ребенок может просто проснуться и решить, что ему будет некомфортно рядом с людьми или он будет прятаться от них. Что-то порождает в нем такого рода страх.
В основном то, что люди говорят им или другим людям, или о других людях, среди прочего. Для некоторых детей, которые растут в отсутствие биологических родителей и которым не хватает внимания и поддержки, замкнутость может быть результатом убеждения, что никто не заботится о них и не обязан уделять им время.
Чтобы завоевать сердце такого ребенка, родитель должен проявлять понимание. Очень важно наладить доверительные отношения с замкнутым ребенком. Это самый эффективный способ дать ребенку почувствовать, что он в хороших руках, и в конце концов открыться. Поймите его или ее взгляд на мир. Если вы твердо уверены, что с системой убеждений что-то не так, лучший способ заставить ребенка взглянуть на этот вопрос по-другому — не заставлять его чувствовать себя глупо из-за этого.
Скорее просто изложите, как вы понимаете тему, представив факты без каких-либо суждений, и предоставьте ребенку решать, имеет ли смысл то, что вы сказали. Помогите им понять, что они могут доверять вам без ущерба для их самооценки. В принципе, как и у любого другого человека, понимание того, как устроен мир, вызывает почти у каждого человека потребность придумать механизмы совладания. А для того, кто научился не доверять людям, имеет смысл либо полностью замкнуться, либо действовать осторожно там, где речь идет о людях.
Не менее важно, чтобы родители уважали то, как ребенок выбирает поступать, особенно если он или она не представляют угрозы для семьи своим конкретным выбором. Даже планируя семейные веселые мероприятия, важно иметь планы, соответствующие характеру каждого, и понимать, что для члена семьи нормально просто наблюдать за некоторыми мероприятиями, которые, по их мнению, привлекут к ним внимание. Принуждение детей к участию в некоторых мероприятиях во время семейного времяпрепровождения превратит то, что должно быть лучшим временем для них, в худшее за всю историю.
Родитель также может попросить ребенка разрешить им заниматься чем-то вместе. Если ребенку нравится раскрашивать, читать книги или просто тихо отдыхать в тени, и это лишь некоторые из них, родитель может спросить ребенка, не против ли он компании. Цель состоит в том, чтобы понять, почему ребенок предпочитает делать некоторые вещи или проводить время в одиночестве, не создавая у него ощущения, что его судят или допрашивают.
Последнее, что должен делать родитель, — это давать ребенку почувствовать, что он ненормальный. Было бы лучше поддерживать разговор в основном о занятиях. Родитель может рассказать ребенку о том, что ему нравится в книжках-раскрасках, и позволить ребенку тоже поговорить. Однако следует быть осторожным и не отвлекать его.
Когда имеешь дело с ребенком младшего возраста, ты, скорее всего, его единственный друг, которого он хотел бы сохранить. Лучшее, что можно сделать для поддержания этих отношений и облегчения взаимодействия ребенка с другими людьми, — это проявлять любовь и поддержку. Это включает в себя знакомство с жизненными навыками, которые лучше всего соответствуют их личности, и позитивное обращение к ним.
Важно позволить им увидеть мир таким, какой он есть, и научить их тому, как позитивный настрой делает его сносным и даже лучше. Когда возникает проблема с уверенностью в себе, помогите ребенку научиться любить и ценить себя. Не стесняйтесь обращаться за профессиональной помощью, когда кажется, что ваши усилия не приносят желаемого результата.